Методическое объединение: Формирование понятия «Здоровый дошкольник» с помощью интегрирования различной образовательной деятельности. |
Здоровье | |||
Автор: Ким Татьяна Вячеславовна | |||
11.02.2017 17:14 | |||
Методическое объединение: Формирование понятия «Здоровый дошкольник» с помощью интегрирования различной образовательной деятельности. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Подразделение дошкольного образования №2 Подготовила старший воспитатель первой квалификационной категории – Ким Т.В. Текст к презентации. Слайды: 1-2. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, ребенок знакомится с различными сторонами окружающей действительности: миром людей, природы, предметным миром. В дошкольном возрасте происходит приобщение к национальным традициям, культуре, к общечеловеческим ценностям; закладывается база здоровья.
3. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования индивидуальности ребёнка. Основная задача дошкольного воспитания заключается в создании благоприятных и комфортных условий для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребенка. 4. Именно так, говорится в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, построенной в соответствии с ФГОС ДО, которую мы в своем педагогическом коллективе, стараемся реализовать в образовательной деятельности. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств личности. Эта программа раскрывает принцип деятельностного подхода к обучению и развитию дошкольника. 5. Мы, педагоги, работающие с дошкольниками, прекрасно знаем о том, что ребенок познает мир эмоционально — практическим путём. Ребёнок – маленький исследователь, который все время стремится к активной деятельности, и наша задача, как педагогов — не дать этому стремлению угаснуть. Чем разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее происходит его развитие, раскрываются его потенциальные возможности. 6. Поэтому согласно ФГОС ДО, воспитательно-образовательный процесс должен строиться на разных видах детской образовательной деятельности, они вам хорошо известны: физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. 7-8. Прежде чем перейти к рассмотрению интегрированного подхода в обучении, давайте вспомним психологию маленького ребенка. Маленький ребенок познает окружающий мир в своем многообразии и единстве. По своей природе, по своей психологической сущности ребёнок «целостен», и чем младше дитя, тем менее дифференцированно его развитие, поэтому обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением материала и знаний на отдельные составляющие (как это было при предметном обучении), а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение образовательных областей. Здесь на помощь педагогам приходит принцип интеграции, который представляет собой альтернативу предметному принципу и имеет свои преимущества перед ним. 9. Прежде чем раскрывать принцип интеграции, давайте разберемся с понятийным аппаратом и вспомним, что в дошкольной педагогике различают три вида занятий с дошкольниками:
Комбинированные занятия – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих между собой логической связи. Так, например, после занятия по рисованию можно провести с детьми подвижную игру. Комплексные занятия – когда дидактические задачи реализуются средствами разных видов деятельности, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет. Так, например, после беседы о ПДД дети могут что-нибудь нарисовать в соответствии с темой беседы. 10. Интегрированные занятия. «Интеграция» – соединение, взаимопроникновение отдельных элементов внутри одной системы. Применительно к дошкольной педагогики, «Интегрированное обучение (занятия)» – это соединение и взаимопроникновение материала (знаний) из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности на равноправной основе. Таким образом, на одном занятии педагоги решают несколько задач из различных разделов программы, а дети параллельно осваивают содержание этих разделов программы. 11. Особенности интегрированного обучения:
12. Методика проведения интегрированных занятий: Методика проведения интегрированных занятий несколько отличается от методики проведения традиционных занятий. Поскольку основная цель интегрированных занятий – развитие ребенка, поэтому основными методами являются такие, как: сравнение, сопоставление, поиск, исследование, экспериментирование, эвристическая беседа;
13. Изучаемый материал для таких занятий также тщательно должен отбираться, к нему предъявляются определенные требования:
14. Принципы взаимодействия с детьми. В основе принципа интеграции лежит личностно-ориентированный подход к ребенку, который предполагает определенный стиль взаимоотношений взрослого и ребенка. Личностно-ориентированный подход – это прежде всего уважение к маленькому человеку.
15. Мы постарались комплексно решить эти задачи в одном направлении, используя для этого различные виды детской деятельности, объединенные одной темой, одной проблемой – «здоровье». В проведении данного направления принимает участие несколько педагогов, специалистов ДОУ, родители, что также характерно для интегрированной деятельности. 17. Используемая литература.
|