Конспект НОД по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Как работает дыхательная система?»
Цель: объяснить детям, как функционирует дыхательная система. Программные задачи: 1. Пронаблюдать, как происходит «вдох», «выдох» в организме человека. 2. Расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы. 3. Продолжить формирование способности анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия. 4. Воспитывать интерес к изучению своего организма.
Материалы и оборудование: У каждого ребенка: ватные шарики или небольшие скомканные листки бумаги трубочки для коктейля, лодочки, воздушные шары, таз с водой (на двоих). У педагога: секундомер. Демонстрационный материал: губка, интерактивный «Анатомический атлас» Методы обучения: игра, рассказ, наблюдение, самонаблюдение, демонстрационное и фронтальное наблюдение. Организация занятия: занятие разбито на блоки. Методические рекомендации: 1. В конце конспекта игру «Морской бой» можно заменить по выбору педагога. Ход занятия: Ребята, мы сегодня с вами на занятии поговорим об органах дыхания и о том зачем человеку нужны органы дыхания. Прежде чем нам начать разговор об органах дыхания, поиграем в игру «Знаешь ли ты?». -Вставайте в круг, я возьму мяч, и буду бросать его вам в руки, называя части тела человека и его органы. Вы будете показывать их на себе (Темп называния зависит от детей, так чтобы каждый ребёнок успел понять, найти часть тела у себя и показать её) - Левое ухо, правая нога, нос, волосы, желудок, шея, брови, глаза, легкие, дыхательная трубка, по которой воздух идёт в легкие. -Вы все достойно справились с заданием, и поэтому мы переходим к следующим заданиям. Блок 1 – наблюдаем, как дышит человек. В этом задании мне нужен будет помощник (приглашается мальчик спортивного телосложения. С ребенка можно снять футболку). -Мы посмотрим, как происходит дыхание. Дыши спокойно, не напрягаясь (ребенок производит несколько спокойных вдохов и выдохов). -Ребята, что происходило с грудной клеткой ребенка. (Ответы детей). -Конечно же, во время дыхания грудная клетка поднималась. Посмотрите, еще раз, как это будет происходить. (Показать на ребенке: «вдох» - грудная клетка поднимается, «выдох» - опускается). Если организм человека находится в покое (низкая физическая нагрузка), то и дыхание человека «спокойное», если же человек занимался активными движениями – то и дыхание будет учащенное. Грудная клетка состоит из косточек, которые называются ребра. Их много (показать на теле ребёнка) Найдите их все у себя. Эти косточки защищают лёгкие. Внутри грудной клетки есть особые мешочки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются лёгкие. Повторите хором название. Легкие человека похожи на губку (показать детям). Обратите внимание, если я губку сжимаю – воздух из нее как бы выталкивается, и напоминает нам «выдох» их грудной клетки, легкие освобождаются от переработанного организмом кислорода. Когда губка принимает свою обычную форму, то она расправляется, как – будто легкие наполняются кислородом. -А теперь подыши глубоко и часто (Ребенок выполняет просьбу). Что происходит сейчас? (ответы детей). Теперь встаньте все ровно, расправьте плечи, и произведите несколько глубоких вдохов. (Дети выполняют). - Значит, мы приходим к выводу, что дыхание бывает разным. Когда вы так часто дышите в жизни? (ответы детей: после занятий спортом, бега, играем). Я вас приглашают к говорящему «Анатомическому атласу» (детям коротко рассказывается в познавательной форме о работе легких в организме человека). -И так, ребята, повторите еще раз: Зачем человеку нужны легкие? Как поступает кислород в легкие? Какой круговорот проходит поступивший кислород в организм? Блок 2 – определение частоты дыхания. В следующем задании мы с вами будем учиться определять частоту дыхания. Частоту дыхания человек может определить на своем теле (найти пульс на шее, запястье). Все дети по показу педагога определяют место пульса. Педагог оказывает помощь при необходимости. - Сейчас я засеку время, а вы будите считать, сколько вдохов сделаете за 1 минуту. Подготовились. Считайте. (Дети считают.) Достаточно. Кто сколько насчитал? (Дети сообщают полученные цифры педагогу). У всех результат будет разным. Чтобы детям не надоело считать целую минуту, подсчет ведется за 15 секунд и полученная цифра умножается на 4. Вот сколько раз вы вдыхаете за 1 минуту. А теперь мы с вами подышим часто. (Методика подсчета та же). Сколько получилось? При каком дыхании вы сделали больше вдохов? Конечно же, чем больше человек занимается физическими нагрузками, тем чаще у него пульс. Блок 3 – определение силы дыхательных мышц. Вы только, что измеряли у себя пульс. Он оказался у всех разный по частоте. А еще у человека можно измерить силу дыхательных мышц. В этом нам помогут игрушки «Помпушки». -Встаньте все на одной линии. Подставьте ладошку. Я каждому положу легкий ватный шарик. Перед тем, как вы будете выполнять упражнение необходимо подготовить свой организм. Предварительно сделайте глубокий вдох, выдох, и затем еще раз глубокий вдох, при полном выдохе (изо всех сил) направьте струю воздуха на шарик и дуньте на него. Дети выполняют задание. Чей шарик улетел дальше всех? (Опыт повторить несколько раз). Отметить детей, у которых шарик улетел далеко. Если шарик летит далеко, значит, дыхание сильное. Ребята, я приготовила еще одну игру, в результате которой мы с вами можем измерить объем легких. В результате этой игры вы все увидите, правильно ли вы пользуетесь своим органом дыхания. Эта игра «Шарики». Детям раздаются воздушные шары. Взяв шар удобно в руки, ребенок по команде педагога (предварительно сделав «вдох», «выдох», «вдох») должен полностью выдохнуть воздух из легких в шар, быстро зажать его пальцами и показать получившийся объем). – Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Это хорошее упражнение для тренировки дыхательной системы. Блок 4 – сколько времени человек может прожить без дыхания. В следующем игровом задании, ребята, мы с вами узнаем «Может ли человек прожить без воздуха». Предлагается выйти одному ребенку и выполнить следующую инструкцию: закрой рот, зажми нос пальцами и не дыши, сколько можешь. А мы будем считать хором. Первым вызвать ребенка со слабой физической подготовкой. Чтобы не потерять время, считать надо сразу же, как он закроет нос. Затем вызвать другого ребенка. (Методика та же.) Желательно, чтобы в опыте участие приняли все мальчики. Последним приглашается ребенок хорошо развитый физически. Отметить ребенка, который дольше всех смог продержаться без дыхания и подвести итог блока: хоть ... и не дышал дольше всех, но все равно прошло всего половина минуты. Может ли человек прожить без воздуха? (ответы детей). Блок 5 – игра «Морской бой». Ребята, мы сегодня с вами познакомились на занятии с дыхательной системой человека. Мы с вами наблюдали за дыханием, измеряли пульс, силу дыхания, объем дыхательной системы. И пришли к выводу о том, что органы дыхания есть у каждого человека, но вот у всех она развита по разному. А, чтобы человек меньше болел ему необходимо следить за своим здоровьем. И нам в этом помогут некоторые игры, вот одна из них и называется «Морской бой». В широкий таз наливается вода. На воду спускают 2 или более бумажных корабликов. Дети дуют на них через трубочки и стараются столкнуть друг с другом. Все ребята работают одновременно и, как могут, координируют свои действия. Подсчитывают количество столкновений, и определяют победителей. Итог занятия: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие? А что вам было интересно? Чем мы занимались на занятии? Назовите органы дыхательной системы? Давайте с вами определим правила здоровья для дыхательной системы (дети предлагают свои правила).
При разработке занятия взяла за основу и доработала конспект из книги Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с. (Программа «Что могут знать дошкольники о человеке» А. И. Иванова)
|