Информация из опыта работы С.П.Галицкой, воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» «Формы и методы работы с нетрадиционным использованием классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Актуальность. Воспитание культуры здоровья и оздоровление детей – одна из главных задач нашего педагогического коллектива, выявление форм и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, а также приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Концепция. Деятельность осуществляется по следующим принципам: • ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма; • оздоровление - как форма развития, расширения физиологических возможностей детей; • аспект работы с детьми - индивидуально-дифференцированный подход.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Цель: Формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, достижение гармоничного физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия детей. Задачи: Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, всестороннее совершенствование функций организма, повышение работоспособности и закаливание организма. Образовательные: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления здоровья. Воспитательные: формирование интереса и потребности к физическим упражнениям, всестороннее развитие ребенка. Успешное решение поставленных задач и выполнение требований стандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания и т.д.) и осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя несколько взаимосвязанных направлений. Направление I. Условия. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия: 1. Спортивный зал для образовательной деятельности по физическому развитию: позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность деятельности, оборудование не загромождает полезную площадь помещения, дети могут свободно пользоваться любым спортивным оборудованием. 2. ДОУ оснащен тренажерами: батут, беговая дорожка, силовичок, велосипеды. 3. Для того чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале, мы пересмотрели содержание уголков двигательной активности в каждой группе. Разработали рекомендации по их содержанию в соответствии с возрастными особенностями детей, как основа для самостоятельной двигательной деятельности. 4. На территории оборудована физкультурная площадка, организована экологическая тропа лекарственных растений, имеется аллея хвойных деревьев. 5. В ДОУ функционирует физиотерапевтический кабинет с медицинскими аппаратами: КУФ – для санации верхних дыхательных путей, ЭТВ – с электроволновыми частотами для органов грудной клетки, Соллюкс – для прогревания, Небулайзер - для ингаляций, Облучатель бактерицидный, Аппарат для приготовления кислородного коктейля и Соляной зал – Галокамера. Итак, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы. Направление II. Диагностика. Вся работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Группы здоровья на 15 апреля 2014 года: 5 группа – нет, 4 группа – 1 ребенок, 3 группа – 5 детей (не основная группа), 2 группа – 53 ребенка, 1 группа – 54 ребенка. Определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее: 1. Физическая нагрузка должна соответствовать возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и группе здоровья. 2. Сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами. З. Использовать медицинское физиотерапевтическое оборудование и лечебное действие соляного зала – галокамеры для детей с ослабленным здоровьем. Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ: 2012 год – численность 100 детей; 2013 год – численность 113 детей; начало 2014 года – численность 115 детей
Мо
Модель физкультурно-оздоровительного режима детей № Мероприятия Периодичность 1 Утренняя гимнастика Ежедневно, 4 раза в неделю 2 Ритмическая утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение 1 раз в неделю 3 Образовательная деятельность по физическому развитию Согласно плану 4 Индивидуальная работа по физическому развитию (закрепление, улучшение результатов) По мере необходимости 5 Двигательная разминка во время перерыва между образовательными областями Регулярно 6 Физкультминутки, пальчиковая гимнастика Регулярно 7 Подвижные игры, игровые упражнения на прогулке Ежедневно, до обеда 8 Дифференцированные игры - упражнения на прогулке Ежедневно, вечером 9 Прогулки под хвойными деревьями Регулярно 10 Прогулки по экологической тропе с лекарственными травами Регулярно в теплое время года 11 Гимнастика после сна Ежедневно 12 Закаливание Ежедневно в течение дня 13 Самостоятельная двигательная активность Ежедневно 14 День (неделя) здоровья 2 раза в год 15 Физкультурный досуг 1 раз в квартал 16 Физкультурное развлечение 1 раз в месяц 17 Работа на тренажерах 1 раз в неделю по подгруппам 18 Работа по формированию правильной осанки Регулярно 19 Предупреждение плоскостопия По состоянию здоровья 20 Процедуры в физиотерапевтическом кабинете Регулярно 21 Услуга «Галокамера» 10 сеансов в месяц, перерыв-полгода 22 Витаминизация третьего блюда Ежедневно 23 Фиточай 2 раза в неделю 24 Кислородный коктейль 2 раза в неделю Направление III. Физкультурная деятельность. Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день. Разнообразие форм проведения способствует формированию интереса детей к ней: • упражнения в зале при отрытом окне, на свежем воздухе; • упражнения на коррекцию осанки; • гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них; • ритмическая гимнастика по музыку; • гимнастика в форме игры; • гимнастика под руководством детей. Форма организации образовательной деятельности физическая культура гибка и разнообразна (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, в спортзале, в группе, на свежем воздухе). Традиционная структура занятия проводится в игровой форме и включает в себя: упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения на гибкость и пластику, веселый тренинг, музыкальное сопровождение (вводная, игровая или заключительная часть). С целью повышения двигательной активности детей используются: - упражнения преимущественно динамического характера, направленные на развитие различных групп мышц, требующих координации движений, ловкости и выносливости; - соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей; - применение разных способов организации детей; - рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и пособий; - стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка; - активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей; - создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений ребенка; - лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений; - создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость; - разнообразие подвижных игр, приемов их усложнения. Это отражено в перспективном планировании. Однако физкультурная деятельность становится эффективной только в том случае, если она не ущемляет индивидуальность ребенка, его склонностей и интересов. В соответствии с этим деятельность строится на: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания и педагогической импровизации, которая варьирует содержание, формы и методы в конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Направление IV. Оздоровительная деятельность. Включает в себя: организацию санитарно-эпидемиологического режима, создание гигиенических условий жизнедеятельности детей, организацию питания, обеспечение безопасности детей во время пребывания в детском саду, организацию лечебно-профилактической работы. Направление V. Закаливание. Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом времени года, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: - мытье рук прохладной водой в течение дня (после прогулки теплой); - умывания после физических упражнений прохладной водой; - гимнастика после сна; - босохождение по дорожкам «здоровья» в группах; - солнечные и воздушные ванны, босохождение по траве в летний период; - обливания ног, обтирания на свежем воздухе; - прием душа после прогулки в летний период; - прогулки по тропинке лекарственных трав; - обеспечение в момент подготовки ко сну спокойной обстановки, использование релаксационной гимнастики; - проветривание помещений согласно требований СанПин. - одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Чтобы она действительно давала эффект, прогулка проводится независимо от погодных условий (только возможно сокращение времени) и виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от двигательной активности в течение дня. Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает старшая медицинская сестра. Направление VI. Здоровый образ жизни. Воспитание необходимости здорового образа жизни осуществляется согласно программным требованиям - потребности в здоровом образе жизни, формирование культурно-гигиенических навыков, помочь выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние. Направление VII. Взаимодействие с родителями это: - целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима в домашних условиях, оптимальной двигательной активности вне сада, полноценного питания, закаливания и т.д., с помощью индивидуальных бесед, родительских собраний, буклетов, наглядной информации; - формирование валеологической грамотности посредством знакомства с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в учреждении, вовлечения в спортивные мероприятия; - разъяснение принципов, эффекта и преимущества лечебного действия галокамеры. Используемая комплексно физкультурно-оздоровительная деятельность, формирует у ребенка: мотивацию на здоровый образ жизни, совершенствование жизненных систем и функций организма, повышение адаптационных возможностей, устойчивость организма к внешним факторам и воздействиям, физические качества, привычки, волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
|