Морозова Ирина Алексеевна МБДОУ ДС КВ №262 г. Челябинск Данная статья адресована воспитателям, специалистам, а так же для просвещения родителей. В статье раскрывается понятие и авторы, раскрывающие данное понятие. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми. Теодор Рузвельт Актуальность проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в практике логопедии обусловлена, на наш взгляд, следующими обстоятельствами: 1. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.
Мудрик А. В. под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения Коммуникативные умения дошкольников - это осознанные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Коммуникативные умения необходимо формировать в дошкольном возрасте потому, что этот возраст является самым наиблагоприятнейшим для введения ребенка в речевую среду, для ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями. 2. Формирование коммуникативных умений идёт в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность, не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей. Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследованиях по изучению детей с ОНР в различных аспектах Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Собатович, Ю.Ф Гаркуши, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной и др., в плане преодоления речевых нарушений, незрелости отдельных психических функций в проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей, в аспекте коммуникативных особенностей, до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Изучив теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, мы пришли к ряду выводов: Во-первых, как отмечают большинство авторов, коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения. Во-вторых, анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных умений: социально-психологические, коммуникативно-организаторские, интегрированные – Л.А. Аухадеева, вербальные и невербальные – М.В. Белянина. А.В. Мудрик, выделяет следующие составляющие коммуникативных умений: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое). В третьих, одна из функций речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Коммуникативные умения дошкольников - это осознанные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Однако не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается очень низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, скованность, напряженность, односложные ответы, паралингвистические средства общения, отсутствие инициативного высказывания. В целом эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к педагогу и сверстникам. Основываясь на данных Л.Г.Соловьевой, можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи. В четвертых, формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей, поэтому эта работа должна проводиться в организованной образовательной деятельности и индивидуальных коррекционных занятиях, отбирая задания в соответствии с типом и темой, создавая условия для активной речевой деятельности, способствуя, таким образом, развитию речи и коммуникативных умений. Для целенаправленного проведения коррекционно-педагогической работы по мы определили уровень сформированности коммуникативных умений у 26 старших дошкольников с ОНР по всем базовым категориям: мотивационно-содержательному и речевому компонентам. Особенности коммуникативных умений через построение диалогической формы общения по методике Ольги Николаевны Усановой и уровня речевого развития по методике Татьяны Анатольевны Фотековой. Результаты констатирующего этапа эксперимента наглядно продемонстрировали, что у 15% детей экспериментальной группы уровень речевого развития оказался выше среднего, а у 38% низкий уровень. Высокого уровня речевого развития не обнаружено. При определении уровня сформированности коммуникативных умений к высокому уровню было отнесено по 8% детей с ОНР, к низкому уровню развития коммуникативных умений было отнесено 38% детей. На основе более глубокого анализа результатов исследования были выявлены качественные особенности развития коммуникативных умений дошкольников с ОНР: - малая активность, отсутствие инициативы в общении; - крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности; - практическое отсутствие способности формулировать и с помощью вербальных средств общения передавать свои мысли; - наличие страхов перед вербальными контактами со сверстниками и взрослыми; - серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. С учетом данных научно-методической литературы, и диагностических исследований, мы разработаны коррекционно-педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР – III уровня по следующим направлениям: - создание доброжелательных отношений по отношению друг к другу логопеду и воспитателю; - развитие понимания речи. На начальном этапе основной целью являлось накопление и активизация средств коммуникации. Сначала отрабатывалась обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Поэтому вначале были актуальны лексические темы «Семья», «Мой город» в рамках которых изучались имена людей и изменение их суффиксальным способом. Изучались разные способы приветствия, реально существующих и шуточных. Постепенно вводился словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, и усложнялись грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной. Так, например упражнение «Опиши друга… Что у него изменилось», которое выполняется в парах развивает внимательность и умение составлять элементарные связные рассказы описательного характера, учит сотрудничать в разных видах деятельности. Целью следующего, тренировочного, этапа являлось формирование умений и навыков использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения: – Создание ситуации речевого общения в группе во всех видах детской деятельности; – Побуждение к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению (Упражнение «Что такое хорошо, а что такое плохо?» и т.п.); – Формирование различных видов связной речи: сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д. Например, коллективное составление сказки, что способствует развития творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения, закрепление навыков связного, последовательного высказывания. На логопедических занятиях создавались речевые ситуации, которые позволяли организовать непосредственное общение детей. Основное внимание уделялось использованию адекватных средств общения. Степень сложности дифференцировалась в зависимости от коммуникативных возможностей ребенка. Весь цикл упражнений был построен в форме психотренинга, цель которого — развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры и собственной индивидуальности. Общий ритуал психотренинга сохранялся, несмотря на то, что в ходе занятия решались коррекционные задачи по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, а также образовательные и воспитательные. В реализации мероприятий данного блока мы включили работу с родителями, воспитателями и логопедом. Эффективными формами работы были: сообщение, дискуссия, просмотр видеоматериалов с высказываниями детей, тренинговые упражнения. Итоговое занятие на тему «Экзамен на звание мастера общения» предполагало приглашение, воспитателей и родителей с целью символического признания успехов детей в общении. Результаты итоговой диагностики показали, что у всех детей с ОНР наблюдалась положительная динамика в развитии всех компонентов речи. Однако у детей контрольной группы в большей степени отмечено улучшение фонетической стороны речи, а у детей экспериментальной группы не только фонетико-фонематических, но особенно лексико-грамматической. Очевидна была параллельная связь между отсутствием коммуникативных умений и успешностью дошкольников с ОНР в сфере речевой коммуникации. Повышение уровня речевого развития, особенно лексико-грамматического компонента речи, приводит к повышению уровня вербальных коммуникативных умений. Список литературы: 1. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с. 2. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / Бодалев, А.А.М.: МОДЭК, 2002. - 319с.
3. Бодалев, А. А. Человек как объект и субъект познания в процессе общения. В кн.: Проблемы общения и воспитания /Под ред. JI. П. Буевой -Тарту: ТГУ, 1994, с. 68-77.
4. Гойфман, О.Я Речевая коммуникация [Текст] /Гойфман О.Я., Надеина Т.М.. М.: ИНФРА-М, 2001.-272с.
5. М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С.
6. Кривченко, Т. А. Компетентность общения и подходы к ее формированию [Текст]: Кривченко, Т.А./ Проблемы качества
7. Муравьева, О.И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии [Текст]: Муравьева, О.М.: из опыта работы// Сибирский психологический журнал. 2011. -№14-15.-С.21-28.
8. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: Павлова, О.С.//Психолингвистика и современная логопедия. -М., 1997.-
Необходимо свидетельство о публикации!
|