Игра – важнейший вид самостоятельной деятельности детей , способствующий их психическому и физическому развитию. Различаются сюжетно-ролевая игра и игра с правилами. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности, выражает отношение ребенка к окружающему миру, определяет основные линии его психического развития. В сюжетно-ролевой игре дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Для этого они используют свои игрушки и другой игровой материал, при помощи которого обозначаются реальные предметы : стул «превращается» в автомобиль, палочка – в термометр и т.д. дети тоже «превращаются» в в других людей или животных, беря на себя их роли.
Если в игре участвует несколько детей, они вступают между собой в ролевые взаимоотношения, определяемые сюжетом игры «доктор» лечит «больного», «мама» кормит «дочку». Между играющими детьми устанавливаются взаимоотношения по поводу игры – они договариваются о сюжете, распределяют роли, игровой материал, контролируют ход игры. На протяжении дошкольного детства игра развивается – дети переходят от изображения отдельных действий взрослых к изображению их взаимоотношений. Значение сюжетно-ролевой игры для психического развития ребенка многообразно. В ней дети на «личном опыте» знакомятся с жизнью и деятельностью взрослых, правилами их поведения в обществе. Игра служит настоящей школой воображения – в ней постоянно нужно придумывать новые ситуации, представлять себе ту деятельность, которая лежит за игровым сюжетом. Ребенок заимствует способы игры у взрослых и других детей. Обучение должно быть тактичным и ненавязчивым. Игра с правилами развивается параллельно с сюжетно-ролевой игрой, но особое значение приобретает во второй половине дошкольного детства. В подвижных играх с правилами совершенствуются движения детей, развивается меткость, ловкость, настойчивость. Дидактические игры с правилами, различные виды детских лото, домино, электровикторины дают различные знания, развивают восприятие и мышление. В большинстве игр с правилами предусмотрено соревнование, необходимость получения определенного результата, установка на «выигрыш». Игры с правилами широко используются в обучении дошкольников и требуют более прямого руководства со стороны взрослых, чем сюжетно-ролевая игра. Игра помогает справится со многими сложностями в воспитании и обучении ребенка. В игре, используя положительный настрой ребенка, легче преодолеть детское упрямство, страхи, непослушание, формировать положительные привычки и навыки. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре он совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра активизирует ребенка, держит в готовности его нервную систему, вырабатывает иммунитет против огорчений и давления. В игре создаются предпосылки для упражнений умственных способностей, малыш учится ориентироваться, расширяются его познания. С точки зрения ребенка, это важная работа, и мы знаем, что она имеет огромную развивающую и воспитательную ценность. Игра – это действительно серьезно!
|