Галеева Анастасия Александровна, воспитатель МДОУ «детский сад № 250» комбинированного вида Кемеровской обл. Г.Новокузнецк Так как я работаю уже несколько лет в группах младшего дошкольного возраста, то сделала вывод что главное в данном возрасте а особенно в данный период времени когда в нашем образовании при внедрении в воспитательно-образовательную работу новых федеральных государственных требований основным требованием в любом дошкольном возрасте - это игра. Игры – занятия с предметами - орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего детства. Такие игры не только забава – занятия с предметами – орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую – либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, рычажок, сачок и пр. ), воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.
«Так что здесь трудного?» - спросят озадаченные родители. Ответ и прост, и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Считается, что человек приобрёл свой статус, впервые применив камень в качестве орудия труда. Так появились предметы – орудия, которые на протяжении многих лет имели свое назначение. Орудийные предметы используются в том случае, если выполнить действие рукой невозможно, неудобно или если этого требует общепринятые нормы поведения, например брать еду из тарелки не рукой, а ложкой. Ложка является одним из первых орудийных предметов, с которым знакомится ребенок. С помощью взрослого он усваивает способ её употребления, т. е. приобретает опыт функционального использования конкретного предмета – орудия как части материальной культуры общества. Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка? Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы – орудия целесообразно, не только совершенствует «ручную» умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата. Когда же появляются первые орудийные действия? Вспомним, в начале жизни ребенок совершал преимущественно простейшие манипуляции с предметами: перекладывал их из руки в руку, ощупывал, рассматривал, поглаживал. Затем появляются новые действия, в которых ребенок использует внешние свойства предметов. Постепенно его начинает интересовать, для чего тот или иной предмет служит, как его можно использовать. Самостоятельно понять, как используется данный предмет, малыш не в состоянии. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, ребенок не может «изобретать» их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражанием взрослому, который передает ему опыт социальной жизни в практическом освоении. И в этом смысле малыш является наследником материальной и духовной культуры общества. Заботясь о полноценном психологическом развитии маленького ребенка, взрослый должен помочь ему овладеть способами применения прежде всего предметов быта: посуды, постели, одежды В результате ко второму году жизни предметные действия ребенка уже отличаются от простейших манипуляций, приобретают характер, соответствующий свойствам предметов: коляску катает, а не стучит ею, как раньше; куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол; из кубиков или кирпичиков пытается сложить дорожку, заборчик и т. д. Одновременно в конце первого и – в большей степени – на втором году жизни в деятельности детей наблюдаются попытки воздействовать предметом на предмет с тем, чтобы вызвать их перемещение, звучание и т. п. Именно к этому виду деятельности относится использование таких предметов орудий, как палочки, ложечки, совочки, и др. Осваивая их и другие предметы обихода, малыш совершенствует движения кисти руки, что является пропедевтикой формирования трудовых, изобразительных умений и навыков письма. Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую – овладеть далеким предметом с помощью палочки, познавательная – познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначения и практический смысл этих действий. На втором году жизни речь ребенка еще не достаточно развита, и его опыт постижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребёнку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Так например, научившись палочкой доставать закатившийся под диван мячик, малыш использует этот способ, чтобы достать машинку или притянуть к себе колечко и т. п. Конечно, такой «перенос» действия в новую ситуацию способствует развитию сообразительности, формирует самостоятельность в выборе средств достижения цели. Ребенок стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добиваться нужного результата. Практическое установление связи между действием и его результатом помогает умственному развитию малыша. Игры – занятия с предметами – орудиями способствуют развитию таких личностных качеств ребенка, как настойчивость, целеустремленность и т. п. Показав способы употребления определенного предмета, мама побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребенка. Мама не должна натаскивать его, формировать действия по строгой принятой схеме. Пусть он сам добьется желаемого результата, испытывает радость «победы», удачного действия, что рождает эмоциональный «всплеск». С детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев, умеющими ходить, проводятся игры – занятия подготовительного характера, на которых они знакомятся с простейшими приспособлениями: веревочками, привязанными к игрушкам, палками – рукоятками, закрепленными на каталках, и др. Игры – занятия «Звени колокольчик!», «Покатаем куклу», игры с автомобилем и воздушными шариками на веревочке, подготавливает ребенка к использованию предметов – орудий. С детьми от 1 года 6 месяцев проводятся игры – занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Достань шарик», игры с песком. Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным показом и пояснениями взрослого формируют умения занять себя, используя предметы – орудия. Большое значение имеют не только участие мамы в игре, но и общение с другими детьми. Например, играя в песочнице, малыш с интересом наблюдает за тем, как сосед « печет» куличики, и пытается повторить эти игровые действия. Вспомним, что в народной педагогики издавна существовали декоративно выполненные игрушки – забавы: петрушка, медведь – кузнец, рыбак, обезьянка – акробат и др. Демонстрация этих игрушек позабавит малыша и вместе с тем поможет ему связать воедино целый ряд впечатлений. Часто ребенок становится свидетелем смекалки и умелости взрослых: видит, «как дядя стучит молотком – чинит забор», «как тетя красит забор краской и кистью» и т. п. Как правило, использование предметов в качестве вспомогательных средств для решения практических задач очень часто сопровождает деловую жизнь взрослых, а ребенок, подражая, выполняет похожие игровые действия с помощью игрушек (действует молоточком, совочком и т. д. ). Мама должна обращать внимание ребенка на происходящее в окружающем – совместные наблюдения расширяют его кругозор. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребенка. Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску» и т. п. Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.
|