Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество». Цель: учить составлять описательный рассказ на тему «Грачи прилетели». Задачи: «Познание». Продолжать знакомить с творчеством А. К. саврвсова. Учить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции. «Коммуникация». Учить связно высказывать свои впечатления о картине; закрепить умение образно рассказывать о русской природе. «Музыка». Воспитывать желание слушать и понимать классическую музыку. «Художественное творчество». Развивать навыки конструирования из бумаги. Материал: репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели», ножницы, клей, квадратная бумага черного цвета, диск с произведением К. И. Чайковского, портрет А. Саврасова. Ход непосредственной образовательной деятельности: – Дети, сейчас вы закроете глаза и будете слушать и представлять то, о чем рассказывается в стихотворении Ивана Бунина (включается диск с голосами грачей): «Бушует талая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. … Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи, каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш». – Откройте, пожалуйста, глаза и расскажите, что вы представили себе, слушая стихотворение?
– А теперь взгляните на доску. Дети, перед вами картина А. Саврасова «Грачи прилетели». Чем она вас привлекает? Чем вам она нравится? (на картине художник нарисовал деревню с колокольней посередине и много-много грачей на деревьях.) – Что вы знаете и можете рассказать о грачах? (Живут на старых деревьях и вьют гнезда из веточек и палочек на толстых ветках. Место, где они живут, называют грачовником. Грачи прилетают весной. И тогда там, где они живут, раздается грачиный гомон.) – Расскажите о деревьях на картине. (Это березы. Они внизу черные, а вверху белые и очень старые и кривые. Березы стоят на картине впереди, около пруда.) – О чем еще хотел рассказать А. Саврасов? (за березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег. Небо голубое с белыми, серыми, желто-белыми облаками. На картине еще виден снег – серый, талый.) – Как бы вы назвали картину? («Грачи», «Весна», «Весна-красна».) – Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Летает не летает». (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Например, воспитатель говорит : «Птица летает, дерево летает, шар летает». Дети должны поднять руки вверх, если называется летающий предмет.) – Молодцы, ребята. Мне очень хочется узнать, кто из вас самый внимательный. Я указкой буду показывать отдельные элементы картины, а вы постарайтесь подбирать наиболее точные определения при описании пейзажа. – Ребята, вы очень внимательные, у нас с вами получился замечательный рассказ. А кто-нибудь из вас сможет сам рассказать весь текст полностью. Воспитатель приглашает всех желающих к репродукции. – Молодцы, ребята. Как называется картина, которую мы сегодня рассмотрели? О чем картина А. Саврасова? А вы видели грачей? Где? Каких перелетных птиц вы еще знаете? - Девочки и мальчики сейчас я предлагаю вам сделать из бумаги грачей. Под музыку Чайковского дети конструируют грачей. Затем грачей заселяют в уголок природы. Воспитатель оценивает деятельность детей.
Матвеева Наталия Филипповна МБДОУ "Детский сад №41 "Зоренька" воспитатель Чувашская Республика, город Чебоксары
|