Цель: закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль», учить детей понимать чувства, переживаемые другими, стимулировать желание оказать помощь, утешить, развивать чувство доброты, формировать навыки социального поведения.
1. Взрослый:Прошло время, и «волшебное яблочко» вновь интересуется тем, какие добрые дела успели совершить дети. Ответы детей взрослый выслушивает и поощряет. «Волшебное яблочко» поощряет детей и называет их поступки «добрыми делами».
2. Обыгрывание ситуаций (поведенческий тренинг). Ситуация 1. – Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его. Один ребёнок выполняет роль малыша, падает, плачет. Свое эмоциональное состояние ребёнок должен показать с помощью мимики и пантомимики: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; ребёнок сидит нга полу, движением рук «вытирает слёзы», туловище взрагивает. Остальные дети по очереди находят слова утешения и способы оказания помощи. (Затем дети меняются ролями).
Вопросы к детям – Что чувствовал малыш, который ушибся? (Боль) – А какую боль ощущал малыш? (Физическую.) – Кто помог малышу? (Ребята.) – Какие слова утешения помогли малышу? «Потерпи немножечко», «Мы сейчас тебе поможем», «Успокойся, пожалуйста» и т.д.
Ситуация 2 – Коля нечаянно сломал машинку, которую недавно ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Коле. Взрослый выслушивает советы детей, а затем предлагает разыграть сценку. Выбирают мальчика, который должен показать своё огорчение: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт. Дети самостоятельно находят способы оказания помощи: – Давай я её попробую починить. – Успокойся: если папа не сможет её починить, то можно обратиться в мастерскую по починке разных предметов. – Не волнуйся, пожалуйста, с машинкой можно играть, но по-другому: теперь она не может преревозить груз, но зато она удобна в гоночных соревнованиях. – Успокойся, у меня есть точно такая же машинка и я буду давать тебе поиграть. Если дети затрудняются в нахождении конструктивных способов решения проблемы, то взрослый сам знакомит ними детей. – Какую боль ощущал мальчик, сломав подаренную машинку? (эмоциональную, душевную) – Когда вы расстроены, кто помогает вам чувтвовать себя лучше? (сам себя успокаиваю, друг, родители, животные). – Когда ты чувствуешь себя хорошо, то кто или что может испортить твоё настроение?
3.Определение причины эмоций. – Как вы думаете, почему два человека, стоящих под дождём, испытывают разные прерживания: один радуется, а другой грустит – у него даже испортилось настроение. Взрослый, выслушав ответы детей, подводит их к выводу: – Один рад дождю, потому что он любит прогулки под дождём или думает о том, что раз прошел дождь, то теперь не надо поливать грядки. Другой думает, что дождь помешал его прогулке, так как в дождливую погоду он не может идти гулять. Или огорчен тем, что из-за дождя осталась не вскопана одна грядка: дождь помешал завершить работу. Наши переживания зависят от того, что мы думаем о том или ином событии. Давайте подумаем о чем-нибудь приятном, и у нас улучшиться настроение, самочувствие.
4. Упражнение «Негаданная радость». В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала: «Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы едем в цирк». Мама приподнила руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы. Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться, смеяться, потирать руки одна о другую, можно хлопать в ладоши, прыгать пританцовывать. 5. Рисование на тему «Волшебные цветы». Детям предлагается стать волшелником и оживить цветы. На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.
Роза. Зовут меня розой, Примите меня. Я очень душиста И цветом нежна. По цвету и имя Такое мне дали И даже царицей За пышность прозвали!
Лилия. Я – лилия; с вами Я буду дружна; Кротка и скромна я И очень стройна; Люблю, наклонившись, В ручей поглядеться… Позвольте мне с вами В кружке повертеться!
Одношивкина О.А. Воспитатель МДОУ № 22 Усинск
Цель: формирование доброжелательного поведения у детей старшего дошкольного возраста, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
|