Пальчиковые игры. "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский Зачем нужны пальчиковые игры Пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего–либо, найти контакт с любым малышом, но это не главное их достоинство. Развитие речи Речевые рецепторы головного мозга интенсивно стимулируется двигательной активностью ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижным образом, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогать детям координировать речь и движение. Первое время малыш только повторяет движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т.д. позже ребёнок будет стремиться самостоятельно озвучивать свои действия. Память Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения, играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения быстро запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический приём. Подготовка руки к письму Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребёнка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.). А пальцы, как и другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. Ручки ребёнка не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Скачать полный конспект Внимание Важным способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию у всех одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания. Воображение Пальчики создают некие формы, благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки, носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Артистизм Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны. Первые математические представления Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счёта заканчивая такими категориями, как «вправо – влево», «выше – ниже», «дальше - ближе», «длиннее – короче», «больше - меньше» и т. д. эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны малышу. Пальчиковые игры не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание. Прежде чем играть с ребенком в "пальчиковые игры", вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр. У ребенка во время игры должно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда ваш ребенок с удовольствием будет выполнять ваши задания. "Встретились двое" действия с пальчиками Встретились двое котят: "Мяу-мяу!" соединяем мизинцы обеих рук И двое щенят: "Гав-гав", соединяем безымянные пальцы обеих рук и две лошадки: "Бру-бру", соединяем средние пальцы обеих рук и две коровки: "Му-му", соединяем указательные и большие пальцы обеих рук а рогатые ж, ну и ну!!! показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы "Считалка для пальчиков" №1 действия с пальчиками Давай-ка пальчики считать! Один, два, три, четыре, пять. поочередно загибаем пальчики на одной руке Один, два, три, четыре, пять - поочередно загибаем пальчики на другой руке десять пальцев, две руки, покрутить кистями рук, "как фонарики" все твои помощники! покрутить кистями рук, "как фонарики" "Считалка для пальчиков" №2 действия с пальчиками Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик - гриб нашел, загибаем мизинец этот пальчик - чистит стол, загибаем безымянный палец этот резал, загибаем средний палец этот ел, загибаем указательный палец ну а этот лишь глядел! загибаем большой палец "Считалка для пальчиков" №3 действия с пальчиками Этот пальчик маленький, загибаем мизинец Этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец Этот пальчик длинный, загибаем средний палец Этот пальчик сильный, загибаем указательный палец Ну а это толстячок, загибаем большой палец А все вместе - кулачок! покрутите кулачком "Сорока-белобока" действия с пальчиками Сорока-сорока кашку варила, водим по ладошке ребенка пальчиком деток кормила: водим по ладошке ребенка пальчиком этому дала, загибаем мизинец этому дала, загибаем безымянный палец этому дала, загибаем средний палец этому дала, загибаем указательный палец а этому не дала! потрясите большой пальчик Ты дров не колол? Не колол. потрясите большой пальчик Воды не носил? Не носил. потрясите большой пальчик Здесь водичка - холодненькая, гладим малыша по запястью здесь водичка - тепленькая, гладим малыша по плечу а здесь - кипяток, кипяток! щекочим малыша и смеемся! "Зайчики-пальчики" действия с пальчиками Раз, два, три, четыре, пять, Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак. Вышли зайчики гулять Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. "Сорока-белобока" действия с пальчиками Этот пальчик хочет спать, загибаем поочередно пальчики этот пальчик – прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! раскрываем кулачок В детский сад идти пора! "Цыпленок" действия с пальчиками Бедный маленький цыпленок прижать кулачки друг к другу Кушать захотел спросонок, Пальчиком, как клювом бьёт, постучать указательными пальчиками по столу Буд-то бы зерно клюёт. "Замок" действия с пальчиками На двери висит замок, Пальчики переплести в замок, раскачивать "замок" при чтении стиха Кто его открыть бы мог? Постучали, постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок) Покрутили, не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну - вперед, другую - назад, так чередовать) Потянули не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем И открыли! резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны. "Рыбки" действия с пальчиками Рыбки плавали, ныряли имитировать пальчиками плаванье рыбок В чистой тепленькой воде, То сожмутся, сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка) Разожмутся, растопырить пальчики То зароются в песке. снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой
|