Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование элементов технологии Детская журналистика при фотографировании детьми объектов конструктивной деятельности»
Занятия с детьми
Автор: Газина Татьяна Николаевна   
21.10.2021 21:32

«Использование элементов технологии Детская журналистика при фотографировании детьми объектов конструктивной деятельности»«Использование элементов технологии Детская журналистика при фотографировании детьми объектов конструктивной деятельности»

В рамках реализации парциальной модульной образовательной программы «От Фрёбеля до Робота: растим будущих инженеров», для организации образовательной деятельности, используется игровая практика «Фотографирование детьми объектов», предлагаемое как один из способов индивидуализации каждого ребёнка в процессе обучения, где ребёнок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Фотографирование является одним из видов деятельности, которое формирует у ребёнка способность выделять личностно-значимые объекты своей деятельности в пространстве и может служить средством самоопределения детей в мире интересов. Одним из таких интересов при реализации парциальной модульной программой «От Фрёбеля до Робота: растим будущих инженеров», является конструктивная деятельность.

 

Ребёнок в конструктивной деятельности проявляет своё творчество и мастерство, и чтобы осознание ребёнком своей деятельности произошло именно в период дошкольного детства, в этом нам помогут элементы технологии «Детская журналистика». Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, учит применять коммуникативные навыки, вести диалог.

- Включение детского сада в федеральную инновационную площадку по апробации парциальной модульной программы «От Фребеля до Робота: растим будущих инженеров», заставило меня двигаться вперед.

Фотографирование деятельности и объектов предполагает нахождение непосредственно в процессе либо ещё одного взрослого, либо самому воспитателю останавливаться для фиксации моментов. Эта задача стала актуальной в процессе апробации программы, так как зафиксировать все этапы, заметить интересные моменты в пространстве группового помещения одному воспитателю, взаимодействующему с детьми, оказалось невозможным. Поэтому возникла необходимость в привлечении дополнительно специального человека.

В одной из ООД возникла идея доверить фотоаппарат ребенку. На тот момент таким человеком оказалась девочка, которая показала свое умение обращаться с фотоаппаратом. В процессе рефлексивного вечернего сбора у детей возник вопрос «Кем была Соня на занятии?», имея ввиду профессию. В этой спонтанной ситуативной беседе воспитателя и детей само собой ввелось новое понятие профессии Журналиста. С помощью презентации я познакомила детей с профессией журналист. Какие предметы необходимы для их работы, чем они занимаются.

Предложение детей было выбирать Журналиста перед каждой образовательной деятельность, во время Утреннего круга. Это стало для них традицией. Ребята предложили собирать фотографии, сделанные «фотографом» для создания журнала, для чтобы можно было, построить такие же постройки, которые были построены ранее, показать своим близким.

Целью воспитателя стало определение круга полномочий новой должности. Здесь обратились к технологии «Детская журналистика». Выбрали для себя некоторые элементы, которые дети старшей группы могут освоить. Этими элементами стали: Интервьюирование, Фоторепортаж, Создание журнала «Инженерные мысли».

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса детей
  • Обогащение активного словаря
  • Обучение фотографированию
  • Развитие наблюдательности
  • Развитие социально-коммуникативных качеств

Интервьюирование — оказался самым сложным элементом, так как «разговор из вопросов и ответов» требует наличие как социально-коммуникативных навыков (умение вежливо общаться, выстраивать диалог с товарищами и взрослыми), так и речевого развития (умение задавать вопросы, определять беседу вокруг конкретной деятельности или объекта). Для того чтобы развить у детей социально-коммуникативные навыки, я начала строить работу с дидактического упражнения «Кто больше задаст вопросов» вносит соревновательный элемент, а также стимулирует речевую активность всех детей. Упражнение проводится в режимных моментах, темой могут быть: новость в рубрике Утреннего круга «Обмен новостями», обсуждение художественного произведения, мультфильма, события. Введение понятия «интервью» происходило в форме беседы во время Утреннего круга.

При интервьюировании, в работе с детьми, я использую 1 тип детского интервью из технологии «Детская журналистика»:

- «ребенок-ребенок». В данном случае как в роли интервьюера, так и в роли респондента выступают дети. Это наиболее интересный тип интервью, как для детей, так и для педагога. Для детей это возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, для взрослого — это отличная возможность понаблюдать за реакцией и поведением своих воспитанников. Данный типа интервью проводится в два этапа: подготовительный и основной.

Во время подготовительного этапа происходит изучение темы по программы. Изучение каждой темы с дошкольниками начинаю с создания условий и образовательной среды, в которой ребенок может проявить инициативу, самостоятельность, ответственность. Дети познакомились с техническими средствами, применяемыми в интервью и их предназначением (микрофон, камера, диктофон, блокнот), пытаются сами изготовить оборудование из различных материалов. Ребёнок журналист определяется для себя респондента и наблюдает за процессом его конструктивной деятельности.

Интервьюирование проводится в форме игры, по окончанию конструктивной деятельности. Совместно с воспитанниками, мы обговорили правила:

  • Нельзя просто подойти к ребёнку с камерой и начать спрашивать. Нужно, чтобы респондент чувствовал себя хозяином ситуации.
  • Брать интервью нужно отдельно от других детей и так, чтобы остальные не могли узнать или услышать чужие ответы. Нам же нужно непредвзятое мнение?
  • Тишина – наше всё! Нужно дать респонденту сосредоточиться, ведь очень важно получить от него вдумчивый ответ.
  • Вопросы интервью должны соответствовать конструктивной деятельности, того объекта над которым трудился ребёнок.
  • Обязательно следить за камерой, чтобы не было «срезанных ракурсов».
  • Чтобы не было заминок, необходимо сделать «шпаргалку» с вопросами.
  • На вопросы, «Да» или «Нет» не отвечать.

Интервьюирование позволяет дошкольнику познавать окружающий его мир доступным для него способом. Ребенок часто не может получить ответ на интересующий вопрос просто потому, что не может его задать. Играя в интервью, дети учатся задавать вопросы, что в дальнейшем помогает им в формировании познавательной активности.

Отвечая на вопросы интервью, ребенок хочет, чтобы его услышали и старается правильно высказывать свои мысли, что помогает раскрыть его индивидуальные качества.

Очень важным моментом в интервьюировании является присутствие видеокамеры. Когда мы только начали использовать данную технологию, камера была бутафорской, так как ребятам нужно было привыкнуть к повышенному вниманию во время интервью. Постепенно мы перешли к обычной видеокамере, которая, в силу прогресса доступна теперь каждому педагогу. Особый восторг у детей вызывает показ видео: дети с большим удовольствием его просматривают и делятся своими впечатлениями. Они понимают, что это продукт их совместной работы, что вызывает у них чувство гордости не только за себя, но и за своих товарищей.

Понятие «Репортаж» дети усвоили после просмотра ролика презентации «Наш космодром» для конкурса Космофест. Воспитателем была предложена роль Прессекретаря и обозначены основные функции. Одна из которых — это ведение Репортажа с места события. Предложением детей было выбирать Журналиста перед НОД во время Утреннего круга. Выбираем того, кто больше задаст вопросов.

«Фоторепортаж» и «фоторепортер», как особая форма журналистики, стала актуальна в процессе выбора Журналиста для ОД. Потому, что всем детям очень хотелось стать Журналистом, брать интервью и владеть фотоаппаратом или смартфоном. Но не все побеждали в конкурсе «Кто больше задаст вопросов». Тогда и возникла проблемная ситуация: можно ли рассказать о событии не произнося ни слова? Нынешнее поколение детей оказались очень осведомленными в этом вопросе. Так было предложено снять видео и молчать, показать всем жестом, отправить фото по Вайберу. Воспитателю осталось лишь назвать фотографов места происшествия или события Фоторепортёрами. А фотографии, на которых запечатлено «всё, как происходило» — Фоторепортажем.

При Фоторепортаже – ребята показывают важнейшие подробности события, затем объединяют все сделанные фото в единое целое. В основе этого элемента лежит принципиальное понятие — репортажный метод съемки. Он заключается в том, что фотограф фиксирует развивающееся событие как бы со стороны, не вмешиваясь в ход действия. Последовательное выкладывание детских фотографий на экране компьютера и на пресс-доске, позволяет увидеть процесс происходящих изменений, это радует и удивляет дошкольников.

Выбор Фоторепортёра также необходим в работе с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками и детей с недостаточным развитием речи. И несомненно полезен для индивидуального развития таких детей.

Создание журнала «Инженерная мысль», как способ объединения всех созданных детьми проектов, стало необходимым для демонстрации результатов труда воспитанников их родителям. Таким образом осуществляется взаимосвязь семьи и ДОУ, а также вовлечение родительского сообщества в образовательный процесс. Заинтересованность взрослых выражается в предложении помочь приобрести расходные материалы для детского труда, пополнить запас неоформленного материала.

Продукты детской редакции являются результатом познавательного развития и увлекательной творческой игры, совместно с воспитанниками обсуждаем процесс создания объектов конструктивной деятельности, выявляем ошибки и успехи при создании объектов, что способствует оценки результатов своей деятельности.

Описанную практику рекомендуем всем воспитателям, как организацию этапа ООД «Фотографирование деятельности и объектов» при реализации программы «От Фребеля до Робота: растим будущих инженеров», как обогащение событийного опыта детей, как обогащение словаря по теме «Профессии», как одну из форм взаимодействия с семьями.

Список литературы:

  • Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева, 2018 г, «Парциальная образовательная программа дошкольного образования «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ», ООО «Вектор», г. Самара
  • Дейкина А.Ю., 2001 г, «Возраст творчества. Содержание и организация практических занятий по детской журналистике», НИЦ Бийск пед. гос. ун-та, г. Бийск
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год