Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Дикие животные Цель: Расширение и углубление представлений о диких животных. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой». Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных), зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Материалы и оборудование к занятию: иллюстрация зимнего леса, вопрос, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, картинки животных, снежинка, счетные палочки. Предварительная работа: проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающем миром через дидактические игры. Через подвижные игры, имитации движений животных.
Ход занятия. Вводная часть. Воспитатель. Здравствуйте ребята. Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул. Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга… Основная часть «Путешествие в зимний лес». Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда – догадайтесь сами. Закройте глаза. ( Звучит музыка. Открывается иллюстрация зимнего леса.) Воспитатель. Посмотрите, куда мы попали? Дети. Мы попали в лес. Воспитатель. Какое это время года? Дети. Зима. Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А кто в этом лесу живет мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) Кто осенью холодной Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Без крыльев, А быстрее птицы С дерева на дерево Перелетает. (Белка) Хоть и круглый, а не мяч. Рта не видно, а кусач. (Ёжик)
Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, В деревне кур крадёт. (Лиса) Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Заяц)
Воспитатель. Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? (потому что живут в лесу) Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой? Дети. Нет, не всех. Воспитатель. Почему? Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны. Воспитатель. Ребята к нам сегодня в гости пришел вопросик. И у него к вам много вопросов в кармашке. Нужно будет подойти к вопросику, достать из кармашка любую картинку и рассказать про нее опираясь на схему (один ребенок подходит к вопросику, достает картинку и рассказывает по схеме про данного животного). - Молодцы, ребята, теперь давайте отдохнем.
Физминутка. Заинька Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз.
Воспитатель. Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно “Угадай и повтори”. Злой, голодный, серый… (волк) Трусливый, длинноухий, серый… (заяц) Хитрая, рыжая, быстрая… (белка) Большой, бурый, неуклюжий… (медведь) Воспитатель. Молодцы, вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно. У волка – лисята. Они живут в логове. У медведя – зайчата. Они живут в берлоге. У лисы – медвежата. Они живут в норе. У ежа – бельчата. Они живут в норке. У зайца – ежата. Они живут под кустом. У белки – волчата. Они живут в дупле. (Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.) Воспитатель. Ребята, тут Вопросик нечаянно уронил картинки животных и все перепутал. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами). Лисёнок (лисята) – у лисицы; Зайчонок (зайчата) – у зайчих; Бельчонок (бельчата) – у белки; Ежонок (ежата) – у ежихи; Волчонок (волчата) – у волчицы; Медвежонок (медвежата) – у медведицы. Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам! 3. Заключительная часть. Воспитатель. Вот и ушел наш Вопросик Почемучкин. Теперь он многое узнал и, наверно, будет задавать меньше вопросов. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Дети. Хорошо. Это их дом. Лес их кормит. Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу? Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять. Воспитатель. Вы порадовали Вопросика Почемучкина своими ответами, многое ему рассказали, были доброжелательны. А теперь, пора возвращаться из зимнего леса в наш детский сад (закрыли глаза, звучит музыка, закрывается иллюстрация зимнего леса).
Использованная литература 1. Валентина Волина «Праздник букваря» 2. «1000 загадок»; Составители Н. В. Елкина. Т. И. Тарабарина.
|