Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игротерапия и коррекция поведения дошкольников.
Занятия с детьми
Автор: Заморина Ольга Викторовна   
02.04.2025 12:23

Игротерапия и коррекция поведения дошкольников.Игротерапия и коррекция поведения дошкольников.

Автор: Заморина Ольга Викторовна

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребёнок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребёнок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей- маму, воспитательницу, шофёра, лётчика. В игре ребёнок знакомится с поведением и взаимоотношением взрослых людей, учится взаимодействию со сверстниками, расширяет кругозор, развивает интеллект.

Для ребёнка играть — естественно, он всегда готов начать новую игру или последовать за задумкой взрослого.

 

Но игровая деятельность может быть не только отличным досугом и лёгким способом обучения дошкольников, игра может лечить.

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игротерапия даёт возможность ребёнку выразить свои чувства, решить внутренние конфликты и найти способ справляться с трудностями. В безопасной игровой обстановке ребёнок может проявлять инициативу, учится контролировать своё поведение и развивать навыки саморегуляции.

Одним из основных направлений игротерапии является коррекция нежелательного поведения у дошкольников. Е.И. Захарова подчёркивает значимость игровых подходов в устранении тревожности, агрессии и других негативных проявлениях.

Игротерапия особенно эффективна в случае у детей с гиперактивностью, замкнутостью или повышенной агрессивностью. Через игру дети учатся лучше понимать собственные эмоции и управлять ими.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приёмов выделяют различные виды игротерапии:

  • Песочная (Игра с песком. Позволяет ребёнку раскрыться, развивает фантазию)
  • Сказкотерапия (в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь)
  • Куклотерапия (Дети «оживляют» кукол. По мере того как ребёнок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, уравновешенными, а малообщительные, замкнутые- более открытыми и эмоциональным)
  • Музыкотерапия (С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение)
  • Ролевые игры (Участники имитируют роли или ситуации. Помогают научиться общаться).

Игротерапия так же может быть:

  • индивидуальной (для необщительных, стесняющихся других)
  • групповой (игра с другими детьми, чаще применяется для непоседливых, агрессивных, пассивных детей).

Игротерапия является мощным инструментом для коррекции поведения и улучшения психоэмоционального состояния детей. Её преимущества заключаются в гибкости, адаптивности и способности учитывать индивидуальные потребности каждого ребёнка. Дальнейшие исследования и разработки в этой области позволят шире применять игротерапию в образовательной среде и социальной сфере.

Список литературы

  • Мухина В.С. «Возрастная психология» 1998.
  • Чистякова М.И. «Психогимнастика» 1990.
  • Захарова Е.И. «Игра как способ коррекции эмоциональной сферы у младших школьников» 2016.
  • БехтеревВ. М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства» 1916.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 13 (375) выйдет
13 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год