Тема: Глаза. Задачи: Учить детей с помощью взрослого устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма. Уточнить представление детей о глазах, о их назначении (глаза для того, чтобы видеть). Развивать умение высказываться и отвечать на поставленные вопросы окружающих. Воспитывать внимательное отношение к своему организму, здоровью. Предварительная работа: Беседа о полезной пище, о функциональном значении глаз в жизни человека, рассматривание энциклопедий, дидактическая игра «Дорисуй». Материал: Игрушка Хрюша, картины - натюрморт; цветные карандаши, карточки с заданиями, карточки с гимнастикой для глаз, плакат «Вредно-полезно», билеты в картинную галерею.
Ход занятия
Утром детям раздаются билеты в картинную галерею. Дети рассматривают билеты. Вдруг появляется Хрюша. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? (Хрюша) - Здравствуй, Хрюша! Как хорошо, что ты к нам пришёл. Мы сегодня с ребятами собирались на экскурсию в картинную галерею. Пойдём с нами? (Хрюша соглашается) (Дети вместе с воспитателем переходят к стенке, на которой расположены картины- натюрморты) Воспитатель: - Рассмотрите внимательно эти картины и ответьте на вопрос: - Что вы на них видите? Дети: Яблоко, графин… Воспитатель читает стихотворение про натюрморт: Если видишь на картине Чашку кофе на столе Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт. Воспитатель: Как можно назвать все эти картины? Правильно натюрморт. (Хрюша подходит очень близко к картинам, рассматривает их.) Воспитатель: Хрюша, что ты делаешь? Так близко картины нельзя рассматривать. Хрюша: Да я ничего не вижу. Воспитатель: Ребята, как, вы думаете, почему Хрюша ничего не видит? Дети: У него глаза не видят, болят. Воспитатель: Хрюша, чтобы глаза хорошо видели, нужно их беречь, ухаживать за ними. Хрюша: А как? Я не знаю. Научите меня. Воспитатель: Ну что ребята, поможем Хрюше разобраться, как нужно беречь глаза? Давайте, сядем за столы, чтобы было удобнее разговаривать и Хрюшу посадим. (Дети садятся за столы) Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику (апельсин). Воспитатель: - Ребята, а что мы знаем о глазах? - Для чего они нам нужны? (ответы детей) - Правильно, глаза нужны для того, чтобы видеть. - А как за ними нужно ухаживать? (ответы детей) - Как вы думаете, что полезно, а что вредно для глаз? (предположения детей). - Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобятся эти картинки. Рассмотрите их внимательно. Воспитатель: Хрюша, посмотри на картинки и скажи, что полезно для глаз? (выставляет плакат «Вредно-полезно») Хрюша: Полезно телевизор близко смотреть. Правильно? Дети: Нет. Воспитатель: Хрюша, ты послушай детей. Они тебе расскажут, что полезно, а что вредно для глаз. (Воспитатель добивается от детей полного ответа) Работа по картинкам: -Вредно для глаз сидеть близко к телевизору. -Перед сном и после сна нужно умываться, промывать глаза. -Грязными пальцами нельзя тереть глаза. -Читать лёжа в постели. (Воспитатель делает вывод.) Воспитатель: Ребята, давайте обведём красным карандашом то, что полезно и чёрным то, что вредно. (Дети выполняют задание) (Ребёнок быстрее выполнивший задание, приглашается к доске. Вместе с педагогом проверяют правильность выполнения задания.) Хрюша: А что ещё полезно? (Воспитатель выставляет картинку с изображением разных продуктов) Воспитатель: -А вот ещё одна картинка. Расскажите Хрюше, в каких продуктах находятся витамины полезные для глаз? -Правильно. Вот мы с вами и рассказали Хрюше, что полезно, а что вредно для глаз. - Давайте немного разомнёмся (проводится гимнастика для тела). Какое всё зелёное! Какое всё красивое! (круговые движения руками перед собой) Какое солнце ясное! (наклоны в стороны.) Какое небо синее! (потянуться вверх) Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужно делать гимнастику? (Ответы детей) - Правильно, чтобы быть сильным, крепким, здоровым. Вот и для того, чтобы глаза хорошо видели, есть гимнастика для глаз. Её надо делать, чтобы глаза не уставали и видели ясно и чётко. Хрюша: Я хочу научиться делать такую гимнастику. Воспитатель: Хорошо, Хрюша. Я научу тебя. А вы, ребята, хотите научиться такой гимнастике? У меня есть картинки, которые помогут нам в этом. Внимательно посмотрите на неё. Кто догадался, какое упражнение нужно выполнять первым? Правильно (проговаривать все упражнения с показом воспитателя, а затем вместе с детьми). -Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их. -Круговые движения глазами: посмотреть прямо, налево, вверх, направо, вниз и прямо. -Вытянуть вперёд руку, следить за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвигая его обратно. -Посмотреть в окно, найти самую дальнюю точку и рассмотреть её. Воспитатель: Эта гимнастика для глаз помогает улучшить зрение. Хрюша, если ты будешь делать эту гимнастику каждый день, то глаза у тебя будут видеть лучше. Но у некоторых людей всё равно плохое зрение. Как вы думаете, что им помогает хорошо видеть? (Если дети не догадаются, то загадать загадку). -Что такое перед нами- Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу? Воспитатель: Ребята, а вы знаете таких людей, которые носят очки? Расскажите о них. (Рассказы детей из личного опыта) Как можно им помочь? Правильно, научить их делать гимнастику для глаз. Хрюша: Ну, спасибо вам ребята. Научили меня, как нужно ухаживать за глазами. Постараюсь выполнять все правила. Воспитатель: Хрюша, а какие правила ты запомнил? (Хрюша путает правила, воспитатель предлагает детям исправить). - Ребята, а вы что нового и интересного сегодня узнали? ( Воспитатель хвалит детей и предлагает карточки с гимнастикой для глаз) -Научите своих пап и мам выполнять эту гимнастику, чтобы у них глаза не уставали и видели всегда хорошо. (Предлагает Хрюше остаться и поиграть с ребятами).
Автор: Пономарева Таисья Семеновна, воспитатель 1 квалификационной категории, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N49», Соликамск.
|