Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование бережливой личности дошкольника через игровую деятельность
Занятия с детьми
Автор: Жук Светлана Александровна   
10.01.2025 08:14

Формирование бережливой личности дошкольника через игровую деятельностьФормирование бережливой личности дошкольника через игровую деятельность

В нашем детском саду функционирует 12 групп, 7 из которых, это группы среднего и старшего дошкольного возраста. Эта порядка 170 детей с которыми мы ведем системную работу по формированию бережливой личности.

Формирование бережливой личности в дошкольном возрасте важно для воспитания бережливого мышления, культуры и образа жизни.

Воспитание бережливости одна из существенных сторон в воспитании дошкольника. Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и умений, применение их в жизни важный аспект в подготовке подрастающего поколения.

Мы своих дошкольников с ранних лет приучаем к тому, что время нужно тратить с пользой, что оно бесценно и его нужно экономить.

Всем известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, через игру ребенок осваивает и познает мир.

 

Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Именно через игру мы приближаем детей к реальной жизни, формируем у них основы бережливого мышления. На самых простых играх наглядно показываем, что такое «Бережливое производство»

Игры по формированию бережливого мышления мы используем в образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей. Систематическое использование игр по бережливости способствует развитию внимания детей, самостоятельности в выборе решений, умению правильно поступать в реальных жизненных ситуациях.

Максимальная визуализация всех процессов помогает ребенку самостоятельно совершать определенные алгоритмы действий. При помощи дидактических игр, мы учим детей правильно понимать алгоритмы.

В Дидактической игре «Мы моем руки правильно» ребенку предлагается составить алгоритм мытья рук, разложив на игровом поле карточки по порядку. Побеждает и получает фишку, тот, кто первым составит последовательность мытья рук. Игру можно проводить, применяя педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди составляют последовательность мытья рук).

Дидактическую игру «Лото» проводят с 2 и больше детьми. Ведущий показывает карточку, а ребенок ее находит и закрывает клетку, соответствующую алгоритму мытья рук. Побеждает и получает фишку, тот, кто первым составит последовательность мытья рук. Можно предложить детям самостоятельно разложить карточки по назначению на поле.

Применяя принцип визуализации, ребенок наглядно видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем.

При организации дежурства по столовой мы применяем игровую ситуацию «Мы дежурные» или «Помоги накрыть на стол». Мы разработали доску для размещения персональных карточек детей, которые будут дежурить. Разработали алгоритмы действий дежурных с символами, обозначающими последовательность действий детей во время дежурства. А также доску задач, где дети в графе "выполнено" выбирают свою картинку, и выбирают значок, обозначающий их собственное отношение к выполненной деятельности.

Время на дежурство по столовой мы сократили почти в три раза, так как каждый ребенок четко знает последовательность своих действий во время дежурства

Одним из элементов реализации проекта «Оптимизация процесса уборки игрового инвентаря детьми», который мы реализовали в 2023 году, стал игровой и соревновательный метод «Кто быстрей уберет игрушки».

Детям очень нравиться процесс игры, так фотографии победителей размещаются в уголке «Наши успехи». Ход игры отображен на алгоритме «Как правильно убирать игрушки».

Так же в ходе реализации проекта, мы разработали визуальную маркировку в центрах детской активности. Дети четко знают, где что лежит и какой должен быть порядок, на какой полке лежит конструктор, а на какой полке – куклы. Дети меньше времени тратят на наведение порядка, ведь они сами знают, куда и что положить.

Организация выхода на прогулку, позволила познакомить детей с одним из инструментов Бережливого производства 5С.

Все мы знаем, что инструмент 5С включает в себя сортировку — соблюдение порядка – содержание в чистоте -стандартизацию и совершенствование.

«Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей. Этому может научить игра «Собираемся на прогулку», которая учит детей четко разделять вещи на нужные и ненужные.

Детям необходимо подобрать каждому сезону соответствующую одежду и обувь. Воспитать, обсуждает с детьми, какие предметы одежды можно носить в разные времена года.

«Соблюдение порядка» — это организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.

Перед детьми лежат картинки с разными предметами одежды и шкаф для одежды.

Детям предлагаются предметы одежды, обуви, которые они должны разложить в шкафу, на свои места. Воспитатель говорит, что кукла Маша не знает, куда, что складывать и просит детей ей помочь.

Практические действия содержания в чистоте — стандартизацию и совершенствование дети осваивают, используя алгоритмы складывания одежды в своих шкафчиках.

Технологию «Пять почему» мы используем в виде Дидактической игры «Почемучка», как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.

Развивать бережливые компетенции у дошкольников через приобретение практического опыта применения инструментов бережливого производства, нам позволяет детская фабрика процессов «Магазин», которая тоже проходит в виде игры.

Фабрику процессов, как и любое сюжетное взаимодействие детей, сложно «вписать» во временные промежутки, предусмотренные расписанием образовательной деятельности в детском саду. Предварительная работа проводится в режимных моментах.

На детской фабрике процессов, так же как на взрослой проходит, распределение ролей (продавец, кассир и покупатели), проведение инструктажа с детьми, «проигрывание» рабочего стандарта покупателя (стандарты у детей в картинки, что они должны купить), обыгрывание процесса покупки товаров, межраундное обсуждение, с помощью метода «Пять почему» производится поиск причин. События воспроизводятся детьми самостоятельно, педагог задает наводящие вопросы, детьми предлагаются варианты решения проблем, проигрывается II, III раунд и рефлексия.

Известно, что успешность каждого процесса во многом зависит от его начальной основы — фундамента, на котором он строится. Именно поэтому процесс обучения бережливости в детском саду является важнейшим этапом в формировании бережливой личности.

«Бережливое мышление» – это способ думать так, чтобы при меньших затратах добиваться не только большего, но и лучшего результата. Ребенок-дошкольник со сформированным бережливым мышлением в недалеком будущем (обучение в школе) сможет достигать поставленной цели, сберегая ресурсы (время, место (пространство), деньги и др.).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год