Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Релаксационные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста».
Занятия с детьми
Автор: Никифорова Людмила Валентиновна   
08.02.2024 15:10

«Релаксационные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста».«Релаксационные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом работы на тему «Релаксационные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста».

Моя цель – познакомить вас с некоторыми релаксационными играми и упражнениями, способствующими снятию психоэмоционального напряжения, которые вы сможете проводить с детьми в любое время и в любом месте.

Задачи:

  • вызвать желание помочь детям снять психоэмоциональное напряжение, возникающее в стрессовых ситуациях
  • обучить методике проведения релаксационных игр и упражнений с детьми.

Презентация опыта

 

Дошкольный возраст – важный период в формировании эмоциональной сферы ребенка. Дети учатся «читать» эмоциональное состояние другого, управлять своими эмоциями. Однако к старшему дошкольному возрасту эти умения еще не совсем сформированы. Старшие дошкольники нередко оказываются в состоянии высокого эмоционального напряжения. Причиной тому может быть стресс, кризис возраста, усталость. Мы, взрослые, можем помочь детям, успокоить их, используя релаксационные игры и упражнения.

Релаксация (от лат. relaxation – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Цель релаксационных игр и упражнений – снять психоэмоциональное напряжение.

Я заметила, что в процессе проведения занятий, после физической активности некоторые дети раздражаются, устают, другие становятся инертными. Мне было необходимо вывести их из этого состояния, я попробовала проводить с детьми релаксационные игры и упражнения.

В практике своей работы с детьми старшего дошкольного возраста я использовала различные релаксационные игры и упражнения: «Мороженое», «Холодно-жарко», «Часики», «Согреем бабочку», «Птички», «Летний денёк», «Ленивая кошечка», «Спящий котенок», «Воздушный шар», «Задуй свечу». Провожуих после занятий, интенсивной физической нагрузки, для снятия негативных проявлений (агрессивности, тревожности) у детей с трудностями в общении, а также в случае возникновения конфликтных ситуаций (например, когда дети поссорились из-за игрушки или спорят о чем-то). Релаксационные игры и упражнения, проводимые мной вечером, перед уходом домой, помогают воспитанникам расслабиться, справиться с эмоциями, накопленными в течение дня.

Расслабление в процессе проведения релаксационных игр и упражнений достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, что, безусловно, увлекает детей. Они стремятсяперевоплотиться в заданный образ.

О том, что детям удалось расслабиться, позволяет судить их внешний вид: выражение лица спокойное, дыхание ровное, тело расслаблено, нет напряжения. Мой опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Знакомство с релаксационными играми и упражнениями

Я применяла массу различных игр и упражнений. Путем тщательного подбора, отобрала для детей своей возрастной группы некоторые из них.

Сейчас мне бы хотелось представить вам несколько релаксационных игр и упражнений и обучить методике их проведения. Расслабление может быть достигнуто через дыхание, образы, напряжение или словесные формулы. Каждому подойдет свой способ достижения наибольшего расслабления. Постарайтесь подобрать для себя и своих детей наиболее эффективный. Для проведения игр и упражнений выберите удобное, спокойное место и позаботьтесь о том, чтобы ничтоне мешало вам и вашим детям.

Релаксационная игра «Холодно-жарко» направлена на релаксацию через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Воспитатель и дети встают в круг. Воспитатель дает инструкцию: «Представьте, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер, вам стало холодно, вы замерзли, обхватите себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...». Игру можно повторить 3-4 раза.

Следующая релаксационная игра – «Согреем бабочку» — позволяет достичь расслабления через дыхание. Используются дыхательные техники.

Воспитатель показывает на ладошке воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Проводитсядыхательное упражнение: «Откройте рот и произнесите длительный звук «А». Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Теперь сделайте глубокий вдох через нос и выдох через рот. На выдохе вытяните губы трубочкой, произнести долгий звук «У». Повторить 2-3 раза.

Также хочу предложить вашему вниманию релаксационные упражнения. Первое называется «Спящий котенок» и помогает снять напряжение с мышц туловища, рук и ног после интенсивной физической нагрузки.

Воспитатель дает инструкцию: «Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат». Повторить 2 – 3 раза.

Следующее упражнение — «Воздушный шар».

Воспитательпредлагает детям в положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Воспитатель дает инструкцию: «Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Зафиксировались в этом положении в течение10 секунд, теперьпредставьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно выпускайте воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.».

Рефлексия

Я привела в пример лишь несколько релаксационных игр и упражнений, на самом деле их очень много и все они, бесспорно, полезны не только детям, но и взрослым. Попробуйте провести предложенные мной сегодня игры и упражнения с детьми. Попытайтесь понять, какой путь расслабления больше всего подходит вашимдетям. И тогда вы сможете подобрать для них и для себя наиболее эффективные игры и упражнения, способствующие максимальному расслаблению.

Запомните, регулярное выполнение релаксационных игр и упражнений помогает детям научиться контролировать эмоции, справляться со стрессом, сниматьэмоциональное напряжение.

Надеюсь, мой опыт работы с релаксационными играми и упражнениямибудет для вас полезен. Спасибо за внимание.

Список литературы:

  1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. — М.: Скрипторий 2000, 2002. 80 с.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1995. 160 с.
  3. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. Пер. с нем. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2010. 143 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год