Организация непосредственной игровой деятельности детей в подготовительной к школе группе |
Занятия с детьми | |||
Автор: Хасанова Роза Вильдановна | |||
23.09.2024 11:55 | |||
Организация непосредственной игровой деятельности детей в подготовительной к школе группе Воспитатель: Хасанова Роза Вильдановна Игровая деятельность выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность детей требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно любую задачу. Это очень важно для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка-дошкольника большая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.
Зависимость между сформированной игровой деятельностью и успехами в школе определяется её влиянием на развитие учебной деятельности и просматривается на любом виде игр. Вместе с тем педагогу следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребенком, если к этому есть определенные предпосылки: знания, которые становятся основой ее результативности, разнообразные умения играть (как использовать игрушки или предметы-заместители, как разыгрывать роль, изображать образ, выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействия и т. д.). Всему этому детей надо учить. В педагогической деятельности выстроена целая система обучения детей умению играть в различные игры: 1. Творческие игры:
2. Дидактические игры:
3. Развивающие игры. 4. Подвижные игры. В подготовительной к школе группе виды сюжетно – ролевых творческих игр самые разнообразные: бытовые сюжеты, транспорт, семья, доктор, магазин, детский сад, моряки, почта, семья, школа, ателье, кафе, парикмахерская, зоопарк, библиотека, космонавты. Не менее важное значение уделяется театрализованным играм. Театрализованные игры:
Режиссёрская игра — это индивидуальная игра, в которой дети чувствуют себя свободно. Я заметила, что этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками. Если ребёнок не имеет опыта действия с игрушкой — игра разваливается. В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр. Он организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает. Игры — драматизации мы создаём по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплик персонажей). Игры – драматизации помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Это и является особенным значением таких игр. Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием учиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и так далее, из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Я помогаю воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров. Материал для конструкторских игр: -природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок) -искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров) Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно усложняя их. Детей не активных в работе, объединять с теми, кто любит строить, и у кого получаются неплохие постройки. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно – ролевыми играми, для поддержания игровой установки, развития творческой мысли. Чтобы игры стали более увлекательными можно устраивать соревнования на скорость выполнения задания. В них могут участвовать и взрослые. В разное время года детей учат работать с природным материалом, показывая приёмы работы с ним и развивая их замысел и воображение. Дидактические игры — это игры обучающие. Их основное назначение — способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия. Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых — самостоятельной игровой деятельностью. Они широко используются в НОД, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам НОД. Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю. Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития. В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Настольно — печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. При организации подвижных игр надо учитывать общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей. Как педагог может организовать игру? Прежде всего, нужно спланировать тот вид игр, который будет предложен детям. Естественно, это проходит в доброжелательной и ненавязчивой форме: «А не поиграть ли нам всем вместе?», «Не хотите поиграть в?», «Давайте обсудим, во что мы сегодня будем играть!» и т. п. Это прямой способ предложения детям игровой деятельности. Целесообразно пользоваться и косвенными методами ее организации: прочитать литературное произведение, которое станет основой будущей игры, внести в группу новые игрушки, вызывающие непреодолимый интерес детей и определяющие игры и т. д. При планировании игровых моментов надо предусматривать следующее: не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определять этап развития, отображать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценивать уровень интереса детей к ней и целесообразность продолжения этой игровой деятельности. Тема и содержание НОД могут стать предпосылками той или иной сюжетно-ролевой, театрализованной или режиссерской игры. Анализируя содержание НОД, нужно предвидеть его переход в игровую деятельность, обратить на это внимание детей. Например, в НОД дети узнали о своей стране, ее природе, разных городах и селах, можно предложить во время игры совершить путешествие на Север или Дальний Восток, принять гостей, которые живут на Урале или в Поволжье. Игровой момент может быть ограничен по-разному. Например, одновременно в разные игры могут играть несколько групп. Мы помогаем создать эти игровые сообщества: одним предлагаются игрушки для ролевой игры, другая группа занимается настольно-печатными играми, а третья группа готовится к театрализованному представлению. Очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр и на этой основе организовать играющие коллективы. На следующий игровой день игра может проходить по-другому: она начинается с общей сюжетно-ролевой игры на тему, предложенную педагогом или самими детьми. При этом надо быть весьма внимательными к настроению детей: непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В тоже же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интерес у играющего. Таким образом, чтобы эффективно использовать игру для развития детей и подготовке их к школе, необходима заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в этот час, т. к. игра в жизни ребенка является ведущим видом деятельности. Она пронизывает всю его жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.
|