Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Подготовка руки к письму
Занятия с детьми
Автор: Хамдеева Альфия Наильевна   
27.09.2024 10:37

Подготовка руки к письмуПодготовка руки к письму

Письмо – это сложный для детей навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

  1. Развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация);
  2. Развитие у детей чувства ритма (умения согласовывать слово и движение в определенном ритме);
  3. Развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий);
  4. Развитие пространственной ориентировки (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

Ко мне встаршуюгруппу пришли дети, у которых недостаточно сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы (при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, видела с какими трудностями сталкивались эти дети, когда им приходилось выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Свою работу по подготовке руки к письму я начала с:

  • упражнений на различение в движении пальцев рук
  • выделения указательного пальца (покажи)
  • отработки пальцев захвата предмета: большой, указательный, средний)
  • упражнений, направленных на работу движений кисти рук.

Все игры, упражнения, гимнастики и задания, которые использую в своей работе стимулируют двигательную активность, укрепляют и развивают руку ребенка, направлены на подготовку руки к письму, пополняют словарный запас. Упражнения рекомендовано проводить сначала на правой руке, затем на левой, а потом обеими руками: синхронно.

Упражнений на различение в движении пальцев рук;

на работу движений кисти руки:

1. Упражнения без речевого сопровождения:

  • сжимание и разжимание кулачка
  • круговые движения кулачком
  • выделение одного пальца (руки на столе, из кулачка)
  • упражнение «Крыша» (соединение и разъединение пальцев)
  • мячик «Су-Джок» ( «Я мячом круги катаю»)
  • массаж колечком каждого пальца
  • растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно (особое внимание следует уделить большим пальцам). Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук
  • сгибание, разгибание ладоней ( «Мост»)
  • «Флажок»
  • «Стол»
  • «Стул»
  • «Лодочка»
  • «Гнездо»
  • «Цветок»
  • «Корни растений»
  • «Очки»
  • «Зайчик»
  • «Волк».

2. Упражнения с речевым сопровождением:

  • «Апельсин»
  • «Замок»
  • «В гости к пальчику большому»
  • «Пять малышей»
  • «Пальчики здороваются»
  • «Капли первые упали».

Детям изначально было сложно одновременно делать движения и проговаривать слова. Поэтому я не ставила перед ребенком сразу несколько задач (н-р: показать движение и произнести текст, дети начинают произносить текст частично, а затем текст разучивается и его произносят целиком, соотнося слова с движениями).

Упражнения на выделение указательного пальца:

  • письмо на манке (цифры, буквы, геометрические фигуры)
  • стаканчик с пампушками (проталкивание указательным пальцем пампушек в отверстие
  • пальчиковые краски
  • рисуем пальчиками в воздухе, на спине.

Упражнения на отработку пальцев захвата предмета

(большой, указательный, средний):

  • пинцет большой и малый
  • сортировка бусин.

Подготовка руки к письму:

  • упражнение «Как правильно держать карандаш»
  • графические упражнения: рисование по трафаретам, штриховка

дорисовка картинки, графический диктант, обведение линий, лабиринт, игры на развитие ориентировки на листе (нарисуй в верхнем левом углу круг, игровое поле из 9 квадратов: посади жука в правый верхний угол, где находится жук? и т.д.), соединение по точкам, продолжение ряда;

  • предметная деятельность: бумага (оригами, складывание пополам, по диагонали), масса для лепки (буквы, цифры, геометрические фигуры), пластилин, аппликация, поделки, упражнение «Ножницы»
  • игры: мозаика, конструкторы, рамки с застежками, шнуровка, «нанизывание бусин на шнурок
  • кукольные театры: пальчиковый, театр теней.

Игровые упражнения:

  • «Котенок кусается» (бельевые прищепки)
  • «Лыжники» (пробки от пластиковых бутылок)
  • «Волшебные превращения веревочки» (выкладывание фигур из шнурков)
  • Катушка ниток, «Пуговица»
  • «Собери палочки в корзинку» (собрать одной рукой 10-15 палочек).

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год