Подготовка руки к письму |
Занятия с детьми | |||
Автор: Хамдеева Альфия Наильевна | |||
27.09.2024 10:37 | |||
Подготовка руки к письму Письмо – это сложный для детей навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом. Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
Ко мне встаршуюгруппу пришли дети, у которых недостаточно сформированы навыки самообслуживания, так как мелкая моторика была развита плохо: сгибание и разгибание пальцев рук выполнялось не синхронно, движения пальцев слабо дифференцированы (при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие), наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, видела с какими трудностями сталкивались эти дети, когда им приходилось выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Свою работу по подготовке руки к письму я начала с:
Все игры, упражнения, гимнастики и задания, которые использую в своей работе стимулируют двигательную активность, укрепляют и развивают руку ребенка, направлены на подготовку руки к письму, пополняют словарный запас. Упражнения рекомендовано проводить сначала на правой руке, затем на левой, а потом обеими руками: синхронно. Упражнений на различение в движении пальцев рук; на работу движений кисти руки: 1. Упражнения без речевого сопровождения:
2. Упражнения с речевым сопровождением:
Детям изначально было сложно одновременно делать движения и проговаривать слова. Поэтому я не ставила перед ребенком сразу несколько задач (н-р: показать движение и произнести текст, дети начинают произносить текст частично, а затем текст разучивается и его произносят целиком, соотнося слова с движениями). Упражнения на выделение указательного пальца:
Упражнения на отработку пальцев захвата предмета (большой, указательный, средний):
Подготовка руки к письму:
дорисовка картинки, графический диктант, обведение линий, лабиринт, игры на развитие ориентировки на листе (нарисуй в верхнем левом углу круг, игровое поле из 9 квадратов: посади жука в правый верхний угол, где находится жук? и т.д.), соединение по точкам, продолжение ряда;
Игровые упражнения:
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
|