Дидактическая игра «Времена года» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Дербина Татьяна Ивановна Наумова Татьяна Ивановна Волкова Людмила Николаевна | |||
08.04.2024 10:06 | |||
Дидактическая игра «Времена года» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста Подготовили:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» г. Череповец, 2024 год Актуальность. Временные представления очень сложны для понимания детям с тяжелым нарушением речи. Без целенаправленной организованной помощи со стороны взрослого не формируются. Хороших результатов можно добиться, правильно выбрав методы и формы обучения. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому и обучение в дошкольном возрасте должно проходить через игру. Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, но и мощное средство развития.
Дидактическая игра «Времена года» для детей имеет развивающее значение, вызывает у детей живой интерес, является наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствует достижению хороших результатов в усвоении временных представлений. Целевая группа. Дидактическая игра «Времена года» предназначена для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Цель игры — формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений. Задачи:
Новизна. Игра многофункциональна, мобильна. Может использоваться не только, как самостоятельная игра, но и как атрибут, персонажное оформление тематических уголков. Практическая значимость. Данное пособие можно использовать как в организованной педагогами деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, игра будет полезна в работе с детьми других нозологий по формированию пространственно-временных представлений. Описание. Материалы: куклы-персонажи времена года, костюмы которых сделаны из бросового материала; сюжетные картинки-пазлы, наклеенные на детали конструкторалего; разноцветные атласные ленты (красная – лето, зеленая – весна, синяя –зима, желтая – осень) с липучкамина палочках; снежинки, листочки, бабочки и капельки из фетра с липучками. Варианты игры. Дидактическая игра «Четыре сестры» Задачи:
-закрепить представления детей о приметах разных времен года. Ход игры: Педагог зачитывает отрывки из рассказа «Четыре сестры» Е. Глыз, знакомит детей с куклами-персонажами: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето». Затем предлагает расставить кукол в хронологическом порядке, определить последовательность событий, подумать почему так, а не иначе. «Жили — были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна. Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете. Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами. Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками. Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь». Вопросы после прочтения отрывков: Какое время года сейчас? Назовите приметы. Какое время года наступает раньше «Весны» ( «Осени»), ( «Лета»)? Какие времена года позже «Осени»? Назови соседей «Осени» ( «Весны», «Зимы», «Лета») Дидактическая игра "Загадки времен года" Задачи:
Ход игры: Дети делятся на четыре команды «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Педагог загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, за каждый правильный ответ команда прикрепляет к волшебной палочке своей куклы символ этого времени года (осень – желтый листок, зима – снежинка, лето – бабочка, весна – капелька). Команда-победитель награждается медалями. Странная звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла — и пропала (Снежинка) Я раскрываю почки в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня... (Весна) Подскажи-ка мне дружок, Кто имеет лепесток, Стебелек, листочки, Разные … (цветочки). Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. (Весна) Зазвенели ручьи, прилетели грачи (Весна) В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, я... (Осень) Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью) Я соткано из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю, "купайтесь!" — приглашаю. И любите за это вы все меня, я... (Лето) Песен полон лес и крика, Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке, Пляшут пчелки на цветке. Как зовётся время это? Угадать нетрудно … (Лето) Солнце печёт, липа цветёт, Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом) Дидактическая игра "Когда это бывает?" Задачи:
Ход игры: На столе стоят куклы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и детали конструктора лего четырех цветов, соответствующих временам года: осени – желтые, весне –зеленые, зиме – синие, лету – красные. Педагог просит детей распределить детали по цветам между куклами-персонажами и объяснить свой выбор. Детям предлагается внимательно рассмотреть детали конструктора, на сторонах которых спрятались части сюжетной картинки, и собрать картинку из отдельных частей (одна сюжетная картинка разрезана на три части). Начинаем игру с трех деталей, где детям предлагается собрать два варианта сюжетных картинок. Постепенно можно предложить собрать картинки, где используем шесть деталей. Педагог спрашивает: «Что изображено на картинке, когда это происходит?» Дидактическая игра "Бывает — не бывает" Задачи:
Ход игры: Педагог выкладывает на стол сюжетную картинку. Дети внимательно выслушивают предложение, составленное по картинке, которое говорит педагог, и дают ответ: так бывает или нет и почему. Формулируют ответ с союзными словами «потому что». Педагог: Стая журавлей улетает в теплые края весной. Ответ детей: Так не бывает. Журавли улетают в тёплые края осенью, потому что для них нет корма. Педагог: Осенью на деревьях распускаются листочки. Ответ детей: Так не бывает. Осенью с деревьев опадают листочки, потому что им не хватает тепла и света. Педагог: Зимой у зайца серая шубка. Ответ детей: Так не бывает. У зайца зимой белая шубка, потому что так он может прятаться от врагов. Педагог: Зимой появляются первые проталины. Ответ детей: Так не бывает. Проталины появляются зимой, потому что тает снег. Педагог: Летом на реке бывает ледоход. Ответ детей: Так не бывает. Ледоход бывает весной, потому что лед тает и появляются трещины. Приложение Использование куклы «Осень» для оформления тематического уголка. Использование куклы «Зима» как игровой момент на занятии по изобразительной деятельности Дидактическая игра "Загадки времен года" Игра «Когда это бывает» Дидактическая игра "Бывает — не бывает" Дидактическая игра «Четыре сестры»
|