Задачи: • развитие произвольности и самоконтроля; • развитие слухового внимания , воображения, мышления и речи; • развитие эмоционально – выразительных движений • профилактика агрессии; • снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; • развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материал и оборудование: карта-схема, магнитофон, музыкальное сопровождение, лист ватмана, фломастеры, цветные карандаши, чудесный мешочек, комок снега, морковка, веточки игра, сюжетные картинки «Что сначала, что потом».
Ход. Психолог: Здравствуйте! Я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня мы будем играть в разные игры, будем учиться быть внимательными друг к другу и к себе, постараемся создать хорошее настроение.
1.Упражнение «Давайте поздороваемся». Психолог: А сейчас вспомним, что воспитанные дети здороваются. Я с вами поздоровалась, словами, глазами, но это можно делать по-другому. (Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два – плечиками, если три раза – спинками).
2. Игра «Чудесный мешочек». Психолог: Посмотрите под дверью какой-то мешочек, непростой. Кто же его оставил? От кого нам загадка. Кто от нас прячется? Нужно его найти. Что это может быть? (Дети определяют на ощупь и дают характеристику: морковка, комочек снега, веточка, пуговка). Загадка. Нипочем мне мороз, Аж вспотел морковный нос! И к метелям я привык Кто я? (Снеговик) Психолог: Я предлагаю отправиться на его поиски. Где можно его найти? (в лесу, во дворе и в группе, у нас есть карта подсказка, на ней нарисованы – деревья, книга, кисточка, пальма). (Прогулка по зимнему лесу. Идем по 1 подсказке. Под музыкальное сопровождение - «идем по сугробам, едем на лыжах, лепим снежки, едем на санках»). 3.Телесно – ориентированное упражнение «Снеговик». Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Психолог: А теперь давайте представим, что мы с вами Снеговики. Покажем эту историю, повторяйте за мной! (Дети встают, разводят напряженные руки в стороны, надувают щёки и в течение 10 секунд - удерживают заданную позу). Психолог: Ребята, выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять. (Дети постоянно расслабляются, опускают руки, «обмякают» и приседают на корточки. Упражнение повторяется несколько раз).
4. Составление рассказа по картинке. Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи. (Вот 2-я подсказка. Детям предлагаются разрезные картинки «Приключения Снеговика»). Психолог: Посмотрите, какой красивый получился у нас снеговик! А теперь давайте придумаем интересную историю о нашем герое. Но для начала, нам необходимо правильно собрать картинку, что было в начале и чем она закончилась. (Дети самостоятельно собирают картинку и составляют по ней рассказ. Если у ребенка возникли проблемы с составлением рассказа, ему предлагается помощь).
5.Совместное рисование снеговика. Цель: развитие воображения, внимания, зрительно моторной координации. (Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска). Психолог: Снеговика можно нарисовать , у нас подсказка –кисточка. Каждый нарисует по одной детали. (Дети поочередно подходят к мольберту и, следуя строкам стихотворения психолога, рисуют вначале нижний круг, затем средний, верхний, изображают части лица, ведро на голове, метлу и т.п.). Снежный ком слепили дети. А за ним второй и третий. Друг на друга положили. Ледяной водой полили Пуговицы вместо глаз. Шапкой стал дырявый таз. Нос – морковкой. В руки ветки. Очень рады наши детки. Психолог: Посмотрите у меня, еще есть снеговики, но настроение у всех разное? Кто слепил таких снеговиков? (показывает картинки снеговиков с разными эмоциями). /Дети называют эмоции и показывают их/ Психолог: Снеговики, как и дети, ведут себя по- разному и настроение у них бывает разное, иногда они сердятся, грустят, обижаются. Давайте поиграем в игру «жужа» и научимся справляться со своими эмоциями злости.
7. Игра «Жужа». Цель: способствовать профилактике агрессии. Психолог: С помощью считалки мы выбираем водящего – Жужа. Водящим будет … (имя ребенка). Садись на стул, а в руки возьми шарф. А все остальные дети должны дразнить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова: «Жужа, Жужа, выходи, Жужа, жужа, догони!» («Жужа» терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение заканчивается». Она вскакивает и осаливает кого – нибудь из детей полотенцем (шарфом). Осаленный ребенок становится «Жужей»). Психолог: Ребята, как еще можно справиться со злостью? (мелко порвать бумагу, выпить воды, потанцевать, нарисовать свою злость и порвать) Психолог: Снеговик загадывал нам загадки, придумывал для нас задания, но мы его так и не нашли , где же он спрятался? Последняя подсказка-пальма. Психолог: (Находят снеговика). Снеговик превратился в игрушку. Почему ему захотелось остаться у нас в группе? (потому что дети в детском саду добрые, умеют играть в интересные игры, никогда никого не обижают). Снеговик вам дарит своих друзей. (Вырезанные фигурки снеговиков). Дорисуйте его и пусть у каждого будет снеговик с радостным настроением. Психолог: Где мы искали снеговика? Какое задание снеговика, для вас было интересным, сложным, веселым, познавательным? Чему научили снеговика и чему научились сами? С каким настроением вы отправитесь на прогулку лепить большого снеговика. 8. Упражнение «Снежинка». Дети сидят на ковер глаза закрыты. Наша история подошла к концу, за окном опять идет снег. Психолог: Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом. Внимательно послушайте, что я говорю, и выполните. А теперь снежинка: легла на правую щеку – надуйте ее; легла на левую щеку – надуйте ее; легла на носик – наморщите нос; легла на лоб – пошевелите бровями; легла на веки – поморгайте глазами и откройте их. Снегопад закончился и наша игра тоже.
- Скажите друг другу спасибо, мне было весело и интересно.
Список литературы: 1. Фролова О.В. Формирование адекватного уровня тревожности. Бирский государственный институт, 2001. 2. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику.-СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. 3. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.
|