Дидактическое пособие «Загадочный домик» для детей 5 — 7 лет |
Занятия с детьми | |||
Автор: Маклакова Светлана Николаевна | |||
29.11.2023 15:00 | |||
Дидактическое пособие «Загадочный домик» для детей 5 — 7 лет Выполнила: Маклакова Светлана Николаевна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 20 «Земляничка» г. Кстово Нижегородской обл. Введение Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении программы детского сада. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР. Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям:
Работая с детьми с различной речевой патологией, логопед сталкивается с проблемами:
Логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. Представляю дидактическое пособие «Загадочный домик», которое включает в себя несколько дидактических игр и упражнений по всем направлениям коррекционной работы. Цель пособия «Загадочный домик» «Загадочный домик» – это дом, где живет загадка, интрига, игра. В ящичках всегда что-то скрыто, закодировано и требует разгадки. В логопедической группе каждая неделя посвящена новой лексической теме, а это значит в «Загадочном домике» каждую неделю появляется новая игра. И как приятно, когда ты усвоил принцип работы с Домиком и можешь сам стать Волшебником и создавать свои собственные загадки для друзей. Цель пособия: обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Задачи Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
интересами, товарищескими взаимоотношениями. Пособие «Загадочный домик» можно использовать в образовательной деятельности на фронтальных и индивидуальных занятиях, а также в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Оно побуждает ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивает речь детей, помогает привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле и способствует развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение). Это подтверждает актуальность данного пособия. Используемое оборудование Пособие состоит из деревянного комода (32х31х18 см) с шестью взаимозаменяемыми ящиками (14х10х18 см), расположенными на трех полочках. С одной стороны ящичков наклеено изображение кукольного трехэтажного домика, на другой стороне ящичков размещены прозрачные кармашки, в которые вставляются графические схемы или символичное изображение предметов, их признаков, явлений. В работе используются обе фронтальные стороны ящичков и сам комод с полочками. (Приложение 1) К комоду прилагаются различные предметы для знакомства, изучения, исследования различных свойств, признаков предметов; демонстрационный материал, используемый на фронтальных занятиях и карточки для индивидуальной работы с детьми под руководством учителя-логопеда и воспитателя. Также прилагаются описания различных дидактических игр и упражнений, схемы описательных рассказов, предметы-заменители для занятий по обучению грамоте, и, конечно, игрушки для стимулирования интереса к обучению. (Приложение 2) Последовательность этапов изготовления пособия I. При планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками логопеду приходится подбирать, распечатывать огромное количество картинок по разным лексическим темам. Для систематизации и хранения картинок я приобрела в магазине Икеа деревянный ящичек для картотеки. Так на выдвижных ящиках появились прозрачные кармашки для обозначения того, что хранится в этом ящике. II. В поисках интересных и наглядных форм работы я стала использовать сам комодик на занятиях. То он выступал в роли трехэтажного дома, а ящики были комнатами; то он становился холодильником, то прилавком в магазине, то парковкой для разных видов транспорта, а однажды он превратился в огород и мы рассматривали, какие овощи растут под землей, а какие на грядке и т.д. В соответствии с этим схемы и условные обозначения на ящиках тоже меняли свое содержание. (Приложение 3) III. Менялось и наполнение ящиков. Предметные картинки теперь хранятся отдельно в папках в соответствии с лексической темой, а в ящиках разместились универсальные предметы-заместители или модели, характеризующие признаки предметов, их свойства и использование. В процессе работы над лексической темой разрабатывались и создавались различные дидактические игры и упражнения, которые также нашли место в комоде, либо в приложении к нему. IV. Дальнейшая работа с комодом показала, что его удобно использовать и в работе по автоматизации и дифференциации звуков, при знакомстве с предлогами, при формировании элементарных математических представлений. Поэтому появлялись дополнительные карточки, условные обозначения, персонажи (например, Колобок и Сова в играх с предлогами). (Приложение 4) V. Дети с удовольствием играют в игры на развитие внимание, памяти, когда отгадывают, где спряталась игрушка или ищут пару. Поэтому данное пособие дополняется игрушками. Весь дидактический материал собирается и формируется постепенно по мере изучения, закрепления темы. Рассмотрим на конкретных примерах использование пособия «Загадочный домик» в работе по коррекции общего недоразвития речи. Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Загадочный домик» Игры на знакомство с содержанием ящичков На начальном этапе дети знакомятся с условными обозначениями на ящичках и их содержанием: 1 ящичек — цвет, форма, величина Игры на закрепление названий основных цветов и их оттенков (Приложение 5) Вариант I Дети садятся в круг и передают друг другу цветные карточки-подсказки. Первый ребенок называет цвет. Каждый следующий ребенок находит карточку с названным цветом и называет свой цвет. Если кто-то не может найти данную карточку, то педагог или предыдущий ребенок показывают эту карточку. Этот ребенок пропускает ход, т.е. свой цвет не загадывает. Выигрывает тот, кто ни разу не пропустит ход. Вариант II Каждому ребенку выдаются 5 фишек. Дети садятся в круг, передают друг другу цветные карточки-подсказки и называют по одному цвету в той последовательности, как лежат карточки. Если кто-то не называет название цвета, то отдает 1 фишку. Выигрывает тот, у кого фишек останется больше. Вместо фишек можно забирать фант, и в конце игры хозяин фанта «выкупает» его, исполнив песню, танец, прочитав стихотворение и т.д. Вариант III Дети садятся в круг и передают друг другу цветные карточки-подсказки. Каждый называет 1 предмет, имеющий тот цвет, который изображен на карточке. Если кто-то не называет предмет, то выходит из игры. Повторять предметы нельзя. Выигрывает тот, кто остался последний. В эту игры можно играть командами. Ответ команда находит сообща, а судья записывает голы за неправильный ответ. Команда проигравших исполняет творческий номер. Игры на закрепление названий форм (Приложение 6) Карточки с изображением предметов разных форм: круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные, полукруглые, трапециевидные, волнистые. Вариант I Дети садятся вокруг стола. На столе лежат карточки лицом вниз. Каждый ребенок по очереди берет карточку и называет предметы, которые изображены. Сосед должен назвать форму всех этих предметов. Если он назвал, то берет другую карточку и так же перечисляет предметы для следующего игрока. Если не назвал или назвал неправильно, то пропускает ход. Выигрывает тот, кто не пропускал ход игры. Вариант II Дети располагаются произвольно. Ведущий называет форму, а дети, не перебивая друг друга, называют предметы такой формы. Выиграет тот, кто назовет последним. Вариант III (по принципу игры «Испорченный телефон») Дети делятся на две команды. Команды встают цепочкой в затылок друг другу. Ведущий показывает геометрическую фигуру последнему игроку. Игрок рисует пальцем на спине предыдущего игрока эту фигуру. Так один другому передают задание. Повторять и переспрашивать нельзя. Игрок, стоящий в начале колонны, громко называет, что ему нарисовали на спине. Выигрывает команда, в которой задание дошло без искажений. Игры на закрепление названий величин (Приложение 7) Карточки с изображением пары предметов разной величины: большой – маленький, крупный – мелкий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный – короткий. Вариант I Дети садятся вокруг стола. На столе лежат карточки лицом вниз. Каждый ребенок по очереди берет карточку, переворачивает, называет величину, указанную на картинке, и оставляет ее у себя. Если кто-то ошибается, то возвращает картинку на место. Картинки перемешиваются и игра продолжается. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок. Вариант II Дети делятся на две команды. От каждой команды по очереди подбегает ребенок к столу, на котором лежат карточки, перевернутые вниз лицом, берет карточку и жестами показывает величину. Команда должна отгадать с 2-х попыток. Если ответ верный, то игрок забирает карточку в команду, если ответ неверный, то карточка остается. Выигрывает та команда, которая наберет больше карточек. 2 ящичек – части целого В этом ящичке находятся карточки, разложенные по конвертам в соответствии с лексическими темами: «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Мебель». Картинки разрезаны на части. (Приложение 8) Пример, у рубашки – 3 части: рукав, манжета, воротник; у куртки – 4 части: капюшон, рукав, молния, карман; у сапога – 3 части: голенище, каблук, носок; у чайника – 5 частей: крышка, дно, ручка, носик, стенки; у стула – 3 части: ножки, спинка, сиденье и т.д. Игры на закрепление названий частей целого. Задача: собрать разрезанную картинку. Ведущий показывает часть, а игрок называет, что это. Если часть названа правильно, то игрок получает эту каточку. Если называет неправильно, то не получает карточку. Выигрывает тот, кто соберет всю картинку. Играть можно по одному, вдвоем или командой. 3 ящичек – среда обитания (для животных и птиц – корм, детеныши) (Приложение 9) Игра «Кто здесь живет?» Ребенок рассматривает карточки и определяет, кто здесь может жить. Вокруг одной картинки может быть несколько обитателей, а может быть – один. Пример, улей – пчелы; дупло – белка, сова, кукушка, куница; огород – овощи, ягоды, крот, мыши. Играть может один ребенок или команда. Другие игры встретятся на этапе формирования лексико-грамматических категорий. 4 ящичек – взаимодействие с человеком Здесь находятся карточки с изображением людей разных профессий и разной ролью в семье. Игра «Кто старше?» В рамках лексической темы «Семья» идет знакомство с родственными отношениями. Разложи карточки от самого старшего члена семьи до самого младшего или наоборот. Игра «Узнай профессию» Дети делятся на команды. Одна команда, молча, выбирает картинку с профессией и произносят: «Как зовемся – мы не скажем, а что делаем – покажем». Другая команда отгадывает. Затем меняются ролями. 5 ящичек – материал, из которого изготовлено или чем покрыто тело (кроме ягод, фруктов, овощей) (Приложение 10) Игра «Чудесный мешочек» Педагог вызывает одного ребенка. Тот должен внимательно посмотреть на все предметы, лежащие на столе, запомнить и отвернуться. Педагог кладет один предмет в мешочек, а ребенок смотрит, какого предмета не стало и называет, добавив при этом из чего сделан этот предмет (пример, металлическая цепь, фарфоровый кофейник, хрустальный шарик, пушистое перышко, шерстяной клубок, глиняная свистулька, деревянная кастрюлька, меховой помпон и т.д.). Если ребенок не догадался, то можно определить предмет на ощупь. Если правильно назвал предмет, то сам загадывает следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы. В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игрушки лежат на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроме вызванного ребёнка, видят, какой предмет был положен в мешочек, каждому хочется подсказать, но этого делать нельзя. 6 ящичек – свойства предметов Здесь мы знакомимся с помощниками – это анализаторы. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо – звук. Язык ощущает вкус, рука – дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки – о пространственном расположении объекта, о размере и цвете. Таким образом, уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств. Игры на развитие сенсорных процессов (Приложение 11) Игра «Чудесный мешочек» (вариант I) Дети ощупывают предметы из ящичка, сравнивают их, называют их свойства. Затем эти предметы складываются в мешочек. Далее дети по очереди подходят к мешочку, на ощупь определяют предмет и характеризуют его свойства: легкий – тяжелый, гладкий – шершавый, твердый – мягкий, теплый – холодный, колючий – волнистый, шуршащий – беззвучный. Затем этот предмет всем показывают. Если ребенок справился с заданием, то оставляет пока у себя то, что он нащупал в мешочке. Игра продолжается до тех пор, пока в мешочке есть предметы. Выигрывает тот, кто соберет больше предметов. Игра «Скажи наоборот» (вариант II) В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько предметов. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, рассказывает о нем. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают предмет и назовут противоположное свойство. Игра «Эмоции» На столе лежат карточки, на которых изображены различные эмоции (радость, печаль, грусть, страх, удивление, злость, удача, любовь, дружба, восторг, спокойствие, уравновешенное состояние, напряженное состояние, тревога, упадок сил, уныние, равнодушие, хитрость). Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Педагог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей. Игра «Определи вкус» На столе лежат карточки, на которых изображены пиктограммы вкуса (кислый, сладкий, горький, пресный). Дети подходят по очереди к столу, выбирают одну пиктограмму и изображают ее мимикой. Остальные предполагают, что он мог съесть. После того как дети овладеют условными обозначениями, содержанием ящичков, правилами игры, они начинают играть в них самостоятельно. Важно, что именно в самостоятельных дидактических играх дети привыкают подчиняться требованиям и правилам без прямого участия и подсказок взрослого. Важное место в развитии детей занимают и словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.), настольно-печатные игры на классификацию предметов, игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок. Ценно, что эти игры объединяют не только непосредственных участников, но и «болельщиков», внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неуспехам своих товарищей. Игры на формирование словаря и лексико-грамматических категорий Следующий этап работы с пособием – расширение, обогащение и уточнение словаря. Этот и последующие этапы проходят в рамках освоения определенной лексической темы. При знакомстве с лексической темой «Человек» мы описываем своего друга и сталкиваемся с несколькими трудностями:
- во-вторых, люди выглядят одинаково, поэтому учимся подмечать особенности каждого человека во внешности, в характере, в предпочтениях. На помощь нам приходят круги Эйлера, с помощью которых дети учатся сопоставлять, обобщать, группировать материал. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Далее составляем схематично последовательность описательного рассказа (возраст, рост, размер, волосы, глаза, характер) и рассказываем. Таким образом, во время знакомства с каждой лексической темой ведется работа по подбору наиболее точного слова. Игры на закрепление названий различных окрасов. Вариант I (для цветных карточек с предметами) (Приложение 13) Цель: совершенствовать навыки словообразования; упражнять в образовании относительных прилагательных. Дети садятся в круг и передают друг другу цветные карточки-подсказки. Первый ребенок называет предмет, а сосед называет производный от него цвет (например, роза – розовый, тыква – тыквенный, василек – васильковый, шоколад – шоколадный и т.д.), затем добавляет свой предмет. Каждый следующий ребенок находит карточку с данным цветом и называет свой предмет. Если кто-то не может назвать цвет, то педагог или предыдущий ребенок называет и показывают эту карточку. Этот ребенок пропускает ход, т.е. свой цвет не загадывает. Выигрывает тот, кто ни разу не пропустит ход. Вариант II (игра с мячом) Дети стоят в ряд. Ведущий обращается по имени к игроку, бросает ему мяч и называет предмет, а игрок возвращает мяч ведущему и называет производный цвет. Игра должна проходить в быстром темпе. Вариант III (для карточек с окрасом глаз и волос) Дети сидят вокруг стола. На столе разложены карточки картинкой вверх. Каждый игрок загадывает, кого из присутствующих он хочет описать, используя карточки-подсказки. Например, у него карие глаза и темно-русые волосы. Остальные игроки называют имя этого ребенка. Так по очереди загадывают все. Вариант IV (для карточек с окрасом животных) (Приложение 14) Ведущий обращается к детям: «Объясните, почему Илья Муромец назвал своего коня Бурушка?» Ребенок, давший правильный ответ, получает жетон. «Бурушка, потому что конь бурой окраски, вот такой (карточка)». Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов. Вопросы можно повторять с интервалом, чтобы всем дать возможность заработать жетоны. Но нельзя одному ребенку отвечать дважды на один и тот же вопрос. - Почему курочку в сказке звали Ряба? Почему лошадка Савраска? Почему Сивка-Бурка? Почему конь Воронок? Кого в сказках зовут Серым? Почему Огневушка-поскакушка? И т.д. При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР. «Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а «семьями», объединенными «родственными отношениями» [9]. С помощью пиктограмм можно выполнить различные игровые задания. Игра «Семья». Игру можно проводить как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей. На доске размещаются пиктограммы (человечки – мужчина, женщина, ребенок), у каждого ребенка на столе карточки с изображением семьи животных (картинками вверх). Ребёнку предлагается задание: выбрать карточку, опираясь на пиктограмму, которую показывает ведущий, образовать нужное слово (например, лев, львица, львенок). Игра «Собери семью» (Приложение 15) Цель: совершенствовать навыки словообразования, упражнять в образовании родственных слов. Из большого количества карточек с изображением животных нужно выбрать семью и правильно их назвать. Параллельно с обогащением словаря ведется работа по формированию лексико-грамматических категорий. Игра «Рога, ноги и хвосты» (Приложение 16) Вариант I (для карточек с частями тела животного) Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Ребенок берет карточку и называет, чьи это части. Если все назвал правильно, то справился с задачей. Если не может назвать, то педагог или дети дают ему подсказку, называют того, кому принадлежат нарисованные части (существительное). Выигрывает тот, кто все назовет правильно. Игра «Магазин для животных» Вариант II (для карточек с частями тела животного) Цель: закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные. Ребенок подходит к столу, на котором лежат карточки, и просит у продавца какую-то часть тела: - Мне нужны рога. - Какие? - Вот эти. - Чьи они? - Лосиные. Если назвал правильно, то получает карточку с этим животным. Выиграет тот, кто наберет больше карточек. Игра «Ателье» (игра по принципу «лото») Цель: упражнять в согласовании существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои. Каждый игрок договаривается, что он будет «шить». Ведущий показывает картинку с частью предмета и называет: «Каблук». Игрок, который решил шить сапог, отвечает: «Мой каблук». Если правильно согласовал, то получает картинку. Игра «Дом» Цель: активизировать словарь на тему «Дом»; закреплять навык употребления в речи предлогов в, на; упражнять в употреблении существительных в предложном падеже. Карточки с изображением различных «домов» разложены на полу по кругу. Дети двигаются с внешней стороны круга по команде ведущего: «Ползем, бежим, летим, скачем, шагаем, идеи гусиным шагом…». По сигналу все останавливаются и сообщают, возле какого домика каждый остановился: «Я в муравейнике. Я в улье. Я в гнезде. Я в логове. Я в паутине. И т.д.» Кто ошибается – выходит из игры. Игра «Отведи домой малыша» Цель: активизировать словарь на тему «Дом»; закреплять навык составления предложений по двум опорным словам с включением предлога. Дети делятся на две команды. Каждая команда берет картинку с изображением детеныша животного или птицы. На доске размещены карточки с «местами обитания». По очереди от каждой команды выходит игрок и называет, где живет этот малыш (пример, «Поросенок живет в свинарнике», «Ласточка живет в гнезде под крышей» и т.д). Если назвал правильно, то бери другого малыша и следующий игрок провожает его домой. Если ответил неправильно, то возвращайся в свою команду и следующий игрок отвечает на этот же вопрос. Выигрывает та команда, которая проводит больше малышей. Игра «Кто чем питается?» (вариант I) (Приложение 17) Цель: упражнять в употреблении существительных в творительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь детей. К нам в гости пришли животные. Ведущий называет имя ребенка и говорит, кто к нему пришел. А этот ребенок отвечает: «Я угощу льва мясом, костями, водой». Если лев согласен, то остается у этого ребенка. Если не согласен, то идет к другому. Выиграет тот, кто соберет больше гостей. Игра «Зоопарк» (вариант II) Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. На столе разложены картинки с изображением животных. Это зоопарк. У каждого ребенка какой-то продукт. Дети выходят по одному по очереди и говорят: «У меня морковка. Я накормлю козлят». Если правильно ответил, то получает следующий продукт и ждет очереди. Если неправильно, то картинка у него остается, повторяется в следующий ход. Выиграет тот, кто накормит больше животных. Игры на развитие связной речи На следующем этапе учимся составлять описательный рассказ. (Приложение 18) Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. Работа с данным пособием стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Большую помощь пособие оказывает при составлении модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Ящички можно выстраивать в том порядке, в котором предполагается рассказ. Есть дополнительные схемы-планы на каждую лексическую тему отдельно. Игры на составление загадок Финальный и самый любимый у детей этап работы с пособием «Загадочный домик» — составление загадок. Загадка представляет собой описательный рассказ без называния предмета. Загадки составляются с помощью уже известных моделей, но чтобы внести интригу, ребенку приходится заменять слова синонимами или сравнениями. Это требует большей организованности, самоконтроля. Например, при описании коровы вместо слова «коровник» можно сказать «хлев» или «двор», а, не описывая хвост, можно сказать «как у льва». Вариант I Цель: совершенствовать навык описательного рассказа; развивать речевую активность детей, их память, внимание. Ребенок загадывает какой-то предмет в рамках определенной лексической темы, находит картинку с этим предметом, переворачивает ее картинкой вниз и по плану описывает (с подсказками или без подсказок). Например, загадана коза. (Приложение 19) Это домашнее животное. Оно среднего размера. Бывает белого или черного цвета. У этого животного небольшая вытянутая голова. Есть острые рожки, есть борода. На ногах копыта, а хвостик маленький, поднятый кверху. Тело покрыто шерстью. Живет животное в деревне в хлеву или на ферме. Любит есть траву, кору, овощи. Дает нам полезное молоко. У этого животного есть озорные детеныши. Это животное упрямое. Дети слушают загадку. Если кто-то догадался, о ком идет речь, то, молча, поднимает руку. По окончании загадки ведущий спрашивает у каждого его версию отгадки и затем переворачивает картинку. Вариант II (по принципу игры «Да – нет») Цель: закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу, упражнять в самостоятельном формулировании вопросов; развивать речевую активность детей, их память, внимание. Ребенок загадал какой-то предмет, нашел картинку с этим предметом и перевернул картинкой вниз. Другие дети задают вопросы до тех пор, пока не прозвучит «Да». Например, загадан стол. - Это овощ? Фрукт? Одежда? Транспорт? Мебель? - Он используется на кухне? В спальной? В прихожей? В садике? - Он железный? Пластмассовый? Деревянный? - Он квадратный? Круглый? Прямоугольный? - У него есть ножки? Сиденье? Дверцы? Столешница? - На нем сидят? За ним рисуют? За ним едят? - Это стол. Игры на формирование навыков звукового анализа и синтеза слов Дидактическое пособие «Загадочный домик» успешно используется также для развития фонематического слуха и дифференциации звуков. Нужно поменять карточки в кармашках на ящичках. Вариант I (Приложение 20) Цель: закреплять дифференциацию акустически близких звуков. Например, на левом верхнем ящичке появляется змея, а на правом верхнем гусь. Змея свистит, значит на средний ящичек выставляем стрелочку вниз, а гусь шипит, значит ставим стрелочку вверх. Теперь берем картинки из любой лексической группы и раскладываем в нижние ящики. Вариант II (Приложение 21) Цель: закреплять дифференциацию звуков по твердости – мягкости. Например, на верхних ящичках появляется буква С, на левом среднем ящичке выставляем синий квадрат, а на правом среднем – зеленый квадрат. Теперь берем картинки из любой лексической группы и раскладываем в нижние ящики. Вариант III (Приложение 22) Цель: упражнять в определении позиции звука в слове. На верхних ящичках выставляем схему с позицией звука в начале слов, на средний ящичек – схему с позицией звука в середине слова, на нижние ящички – схему с позицией звука в конце слова. Договариваемся, какой звук ищем и раскладываем картинки по ящичкам. Если ребята справляются, то можно усложнить задачу, поставив с левой стороны твердые звуки, а с правой – мягкие. Для формирования слоговой структуры слова в кармашки ящичков вставляем карточки с крупными точками. Количество точек соответствует количеству слогов в словах. Распределяем картинки по ящичкам, считая количество слогов. Игры на коррекцию звукопроизношения Пособие «Загадочный ящик» можно применять и для автоматизации звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Для этого устанавливаем ящички картинкой домика, набираем картинки или игрушки из яиц Киндер-сюрприз с нужным нам звуком. Например, для автоматизации звука «Р»: носорог, зебра, тигр, баран, рысь, бобер, крот, жираф, крокодил. Размещаем их в ящички и проговариваем: «Носорог и крокодил живут на первом этаже справа. Зебра и жираф живут на первом этаже слева. Баран и крот живут на втором этаже справа. И т.д.» Подобная работа проводится на автоматизацию и других звуков. Игры на подготовку детей к обучению чтению При помощи карточек из данного пособия решаются вопросы подготовки детей к обучению чтению. Игра «Узнай слово по началу» На столе разложены картинки на различные лексические темы. Ведущий называет звук или слог. Участники игры должны найти слово, которое начинается на этот звук или слог. Кто первый нашел, становится ведущим. Игра «Прочитай» (Приложение 23) Все картинки подписаны с обратной стороны. Если перевернуть карточки картинками вниз, то можно читать слова и проверять себя, заглянув на картинку. Выводы Используя в своей работе дидактическое пособие «Загадочный домик», мы учим детей:
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и обозначая его условно, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Наглядное моделирование, как особый вид умственной деятельности позволяет оптимизировать процесс формирования словесно-логического мышления и развития речи дошкольников. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, так и в работе с детьми общеобразовательных групп детского сада. Рекомендуемая литература
|