Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Гуменюк Ирина Владимировна | |||
10.11.2023 16:30 | |||
Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников» Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного возраста. Данное направление практически не затрагивает ранний возраст. Мы решили исправить эту ситуацию. При выстраивании работы мы учитывали типичные проблемы воспитанников нашей группы:
Мы поставили цель: помочь родителям преобразовать спонтанную исследовательскую активность детей в осознанную исследовательскую деятельность. Совместно создать условия для развития детской любознательности, понимания простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат». Нам в этом помогают семейногрупповые проекты. На раннем возрасте правильно подобранная РППС имеет огромный образовательный потенциал, в том числе для решения задач поддержки исследовательской активности малышей. При создании среды группы мы сделали особый акцент на подбор и создание совместно с семьями воспитанников интерактивных игр и пособий. Это и стало темами проектов. Они проходят по алгоритму: На первом этапе, шаге- родители собирают информации. (На этом этапе родители собирают информацию: какие вообще существуют игрушки- нестандартное оборудование, интерактивные пособия по теме) 2-й шаг- (Из всего это многообразия мы помогаем выбрать те, которые
4. а также родители распределяют, кто что будет делать) 3-й и 4-й шаг-создание моделей, а затем самих игр и пособий с разной степенью новизны. Родители чаще:
- размеры, наклоны, глубина, или частично дополняют элементы…
- синтезируя разные идеи 5-й шаг-презентация продукта проходит в разных формах
Мы мотивируем родителей на вовлечение малышей создания продукта от пассивного наблюдения и к активному посильному участию. В ходе проекта «Интерактивный музей игрушки-забавы», существенно пополнили группу разнообразными интерактивными пособиями для малышей: которые помогают знакомиться с характерными действиями и простыми механизмами, помогают овладеть разными способами приведения в движение: покрутить рукой, подергать за веревочку, навести магнит. Проект «Интерактивные коврики» -помог нам и родителям познакомить детей с сезонными явлениями, а бонус развития сенсомоторных навыков. Из предыдущих двух проектов родилась идея для нового проекта «Игры для будущих исследователей»: Лабиринты «Веселый шарик» — любимое пособие, дети приходят в восторг оттого, что они сами являются рычагом запуска процесса движения. Используя шарики по разной величины и веса, дети опытным путем понимают, что те скатываются с разной скоростью. Ребята пытаются помещать другие предметы: например — машинка катится не до конца- переворачивается. Фигурки животных медленно ползут, слишком большой шарик застревает. Наша задача контролировать, чтоб дети не использовали предметы, которые могут сломать пособие. В начале такое бывало. Сейчас они пользуются аккуратно. Значительная часть времени выделена на ознакомление со свойствами природного материала. Кроме часто используемых игр с песком и водой мы знакомим со свойствами камушков, ракушек, шишек: гладкие, шершавые, тяжелые, легкие, большие, маленькие. Наша находка — это «Калейдоскоп» с сухими листочками, с песком и желудями. Для повышения интереса мы прячем в них фигурки, Долгосрочный семейно-групповой проект «Маленькие художники» начался в группе. Изобразительную деятельность включаем в досуги уже на втором году жизни, т.к. экспериментирование с художественными и природными материалами, их способностью оставлять разные следы — хорошая предпосылка исследовательской активности детей раннего возраста. А Результаты семейного творчества регулярно представляем на персональных и коллективных выставках. Ежегодно проходят традиционные проекты. «Листочек с моего двора» стал одним из ярких семейно-групповых проектов. Малыши с родителями исследовали свойства осенних листьев, собрали коллекцию листьев разных деревьев, оформили газету. Данный проект вызвал эмоциональный отклик детей и способствовал активизации словаря. Малыши узнали, что листочки бывают мягкие, сухие, мокрые, они мнутся, рвутся, шуршат, скручиваются и т.д. Дети пытались жестами, звуками, словами объяснить эти свойства или показать жестами. Итоговым мероприятием стало событие. В группе появилась СОВА, из собранных ранее детьми листьев. А затем ее друзья «Поселились» и дома у некоторых малышей. Эффективность проделанной работы подтвердили результаты педагогического и анкетирования родителей, их активное участие проектов и других мероприятиях.
|