Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников»
Занятия с детьми
Автор: Гуменюк Ирина Владимировна   
10.11.2023 16:30

Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников»Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников»

Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного возраста. Данное направление практически не затрагивает ранний возраст.

Мы решили исправить эту ситуацию. При выстраивании работы мы учитывали типичные проблемы воспитанников нашей группы:

  1. У большинства детей на начало учебного года — неустойчивое внимание, интерес кратковременный, избирательный. Дети не всегда включались в деятельность и не реагировали на стандартные игровые мотивационные ситуации.
  2. Также у большинства детей сенсомоторные навыки и представления об окружающем мире недостаточно сформированы, и очень мало детей владели доступными по возрасту средствами познания и обследования объектов окружающего мира.

Мы поставили цель: помочь родителям преобразовать спонтанную исследовательскую активность детей в осознанную исследовательскую деятельность. Совместно создать условия для развития детской любознательности, понимания простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат». Нам в этом помогают семейногрупповые проекты.

На раннем возрасте правильно подобранная РППС имеет огромный образовательный потенциал, в том числе для решения задач поддержки исследовательской активности малышей.

При создании среды группы мы сделали особый акцент на подбор и создание совместно с семьями воспитанников интерактивных игр и пособий. Это и стало темами проектов. Они проходят по алгоритму:

На первом этапе, шаге- родители собирают информации. (На этом этапе родители собирают информацию: какие вообще существуют игрушки- нестандартное оборудование, интерактивные пособия по теме)

2-й шаг- (Из всего это многообразия мы помогаем выбрать те, которые

  1. подходят детям по возрасту, соответствуют нормативным требованиям
  2. которые реально сделать самим,
  3. которые могут быть использованы в группе, например, пособия хорошие,
  • но нет места для них
  • или не долговечные, хрупкие
  • те, которые отвечают характеристикам

4. а также родители распределяют, кто что будет делать)

3-й и 4-й шаг-создание моделей, а затем самих игр и пособий с разной степенью новизны. Родители чаще:

  • полностью копируют найденную идею, но используют другие материалы,
  • или незначительно изменяют конструкцию

- размеры, наклоны, глубина, или частично дополняют элементы…

  • больше ячеек…
  • реже кардинально меняют конструкцию, которую берут за основу,
  • или полностью придумывают что-то свое

- синтезируя разные идеи

5-й шаг-презентация продукта проходит в разных формах

  • на родительском собрании
  • на совместном досуге с детьми,
  • презентация пособий на родительской конференции

Мы мотивируем родителей на вовлечение малышей создания продукта от пассивного наблюдения и к активному посильному участию.

В ходе проекта «Интерактивный музей игрушки-забавы», существенно пополнили группу разнообразными интерактивными пособиями для малышей: которые помогают знакомиться с характерными действиями и простыми механизмами, помогают овладеть разными способами приведения в движение: покрутить рукой, подергать за веревочку, навести магнит.

Проект «Интерактивные коврики» -помог нам и родителям познакомить детей с сезонными явлениями, а бонус развития сенсомоторных навыков.

Из предыдущих двух проектов родилась идея для нового проекта «Игры для будущих исследователей»:

Лабиринты «Веселый шарик» — любимое пособие, дети приходят в восторг оттого, что они сами являются рычагом запуска процесса движения. Используя шарики по разной величины и веса, дети опытным путем понимают, что те скатываются с разной скоростью. Ребята пытаются помещать другие предметы: например — машинка катится не до конца- переворачивается. Фигурки животных медленно ползут, слишком большой шарик застревает.

Наша задача контролировать, чтоб дети не использовали предметы, которые могут сломать пособие. В начале такое бывало. Сейчас они пользуются аккуратно.

Значительная часть времени выделена на ознакомление со свойствами природного материала. Кроме часто используемых игр с песком и водой мы знакомим со свойствами камушков, ракушек, шишек: гладкие, шершавые, тяжелые, легкие, большие, маленькие.

Наша находка — это «Калейдоскоп» с сухими листочками, с песком и желудями. Для повышения интереса мы прячем в них фигурки,

Долгосрочный семейно-групповой проект «Маленькие художники» начался в группе.

Изобразительную деятельность включаем в досуги уже на втором году жизни, т.к. экспериментирование с художественными и природными материалами, их способностью оставлять разные следы — хорошая предпосылка исследовательской активности детей раннего возраста. А Результаты семейного творчества регулярно представляем на персональных и коллективных выставках.

Ежегодно проходят традиционные проекты.

«Листочек с моего двора» стал одним из ярких семейно-групповых проектов. Малыши с родителями исследовали свойства осенних листьев, собрали коллекцию листьев разных деревьев, оформили газету. Данный проект вызвал эмоциональный отклик детей и способствовал активизации словаря. Малыши узнали, что листочки бывают мягкие, сухие, мокрые, они мнутся, рвутся, шуршат, скручиваются и т.д. Дети пытались жестами, звуками, словами объяснить эти свойства или показать жестами.

Итоговым мероприятием стало событие. В группе появилась СОВА, из собранных ранее детьми листьев. А затем ее друзья «Поселились» и дома у некоторых малышей.

Эффективность проделанной работы подтвердили результаты педагогического и анкетирования родителей, их активное участие проектов и других мероприятиях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год