Муниципальное казенное учреждение Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная звезда» Возраст обучающихся 3-7 лет Срок реализации 1 год Автор-составитель: Югова Марианна Рафаильевна, воспитатель ОСР «Уютное» Новокузнецк 2014 Пояснительная записка Актуальность. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о жи-вотных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой по-ложительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ж.Ж.Руссо, Г.Пестолоцци, Р.Одэн считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств есте-ственного мира. Познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в соче-тании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над жи-выми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губи-тельными для них, так дети отрывают насекомым лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.
Скачать полный конспект
Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в живом орга-низме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели. В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравствен-ное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребёнка особое ме-сто занимает воспитание у него любви к родной природе и небрежного отношения к жи-вому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитать у них бережное отношение к природе и такие качества, как любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело. Осознанное, правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными. Он узнаёт то, что все живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить кото-рые можно лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Осознанное, правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; пониманием специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Ребёнок легче проявляет эмпатию, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому, сопереживать другим существам. Известно, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжёлая драма: жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчужде-ние ребёнка от родителей, неприязни к ним. Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим ми-ром должны отвечать принципам универсальной этики А. Швейцера (немецко-французский мыслитель): уважение всего живого, «благоговение перед жизнью». В случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого, и людей, и животных. Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие пе-дагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример привести таких педагогов как Н. В. Алешина, З. Г. Валова, Ю. Е. Моисеенко, Е. И. Золотова, Н. В. Коломина, Л. П. Молодова, М. М. Марковская. В. А. Сухомлинский считал, что «экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и производства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества». Причины неправильного отношения к природе: • недостаток или отсутствие представлений о живых объектах; • низкий уровень развития наблюдательности; • недостаточный опыт общения с природой; • слабый уровень владения навыками ухода; • плохой пример взрослых; • несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимо-действия с природой. Данная программа актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях, как бессердечное обращение с живот-ными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. По моему мнению, живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия. Цель программы: воспитание гуманного отношения дошкольников к животным. Задачи программы: Образовательные: 1. Обогатить знания и представления детей о диких и домашних животных, их де-тёнышах и особенностях их жизни. 2. Расширить словарь признаков и действий за счёт обозначения качеств (особен-ности внешнего вида, питания, повадки). 3. Развить познавательный интерес к животному миру. Воспитательные: 1. Воспитать у детей чувство сопереживания ко всему живому, гуманного, эмоци-онально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружаю-щему миру в целом. Развивающие: 1. Развивать умение делать элементарные выводы и умозаключения. 2. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность. 3. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление. Организация занятий Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 3 до 6 лет. Непосредственно образовательная деятельность проходит 2 раза в месяц. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей - не более 20 минут за одно за-нятие. Срок реализации 1 год. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. I. Диагностика на начало года. Задания - см. Приложение 1. II. Мир животных. 1. Что такое живая природа? Задачи: • Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных че-ловеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. • Дать представление, что мы — люди — являемся частью Природы, что для ро-ста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, пи-тание, любовь и бережное отношение окружающих. 2. Обо всех созданиях – больших и маленьких Задачи: • Формирование понятия «лес» - сообщество животного и растительного мира. О роли леса для человека. • Уточнить и расширить представление детей о приспособленности животных раз-ных классов к зимним условиям существования. • Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных по моделям. Сфор-мировать понятие «Этажи леса». 3. Как звери в лесу живут? Задачи: • Научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. • Создать представление о том, что лес — среда обитания растений и животных. 4. Животные разных стран. Задачи: • Познакомить детей с животными нашей планеты Земля. • Знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные. • Развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле. 5. Дикие и домашние животные. Задачи: • Закреплять знания детей о диких и домашних животных. • Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. • Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными. • Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обита-телям живой природы. 6. Аппликация «Мое любимое животное» (из геометрических фигур). Задачи: • Уточнить и расширить представления детей о животных и их детенышах. Вспом-нить с детьми названия геометрических форм (круг, овал, треугольник), выделить различия между ними. • Развивать творческие способности при создании изображения животного из гео-метрических фигур. • Воспитывать бережное отношение ко всем животным. 7. Дикие животные. Задачи: • Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов. • Учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; учить детей давать развернутые высказывания. • Развивать фантазию, воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к живот-ным. 8. О жизни диких животных. Задачи: • Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные при-знаки представителей животных). • Развивать творческое воображение: изображать повадки зверей, имитировать дви-жения животных – героев стихотворения. • Воспитывать интерес к живой природе. 9. Земля наш общий дом. Задачи: • Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. • Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. • Способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, от-ветственности за сохранение нашего общего дома. 10. Животный мир тундры. Задачи: • Познакомить с климатом, природой, животным миром тундры, способами приспо-собления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах. • Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности. • Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении. 11. Дикие животные леса средней полосы. Задачи: • Расширить представления детей о диких животных леса средней полосы России (лиса, заяц, медведь, белка, волк, лось). • Показать роль покровительственной окраски в жизни животных, познакомить с приспособлением животных к среде обитания в разные времена года. • Дать представления о хищных и растительноядных животных. 12. Экзотические животные. Задачи: • Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить пред-ставления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру. • Развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них. • Воспитывать доброе и чуткое отношение к животным. 13. Как зимуют звери? Задачи: • Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к из-менениям погодных условий. • Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую мото-рику. • Воспитывать интерес к сезонным изменениям в жизни зверей. 14. Аппликация «Медведь в лесу». Задачи: • Продолжать знакомить детей с внешним видом диких животных. • Правильно называть все части тела. • Обращать внимание на постановку руки при обведении карандашом шаблона. Правильное обращение с ножницами, клеем, салфеткой. • Воспитывать аккуратность, эстетичность в работе. Стараться заканчивать работу одновременно со всеми детьми. • Развивать фантазию детей. 15. Домашние животные и их детеныши. Задачи: • Учить детей различать взрослых животных и их детенышей. • Закрепить знания о домашних животных. • Воспитание любви и заботы к животным. 16. Значение домашних животных в жизни человека. Задачи: • Расширить и углубить представления детей о домашних животных. • Вызвать интерес к жизни животных, развивать словарный запас, развивать вообра-жение, внимание, любознательность, память, мышление, развивать общую и мел-кую моторику, восприятие. • Дать детям знания о значении домашних животных в жизни человека. • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, доброжелательность, инициативность, чувство товарищества. 17. Сравнение диких и домашних животных. Задачи: • Сформировать Знакомство с понятие «дикие» и «домашние» животные; рассказать об их жизни и существенных признаках; домашние животные живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться; • дикие животные боятся человека, удовлетворяют свои потребности сами – добы-вают пищу, устраивают жилище, спасаются от врагов; • дикие и домашние животные – родственники, научить распознавать их по внешне-му виду. 18. В мире животных. Задачи: • Расширять знания о домашних и диких животных. • Различать разных животных по характерным особенностям, продолжать знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние). • Учить называть детенышей животных. • Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, формировать экологическую культуру. 19. Рисование «Дикие животные». Задачи: • Закреплять навыки рисования животных методом составления изображения из от-дельных частей - кругов, овалов, треугольников. Учить делать карандашный набросок задуманного рисунка. • Учить подбирать цвет изображения путем смешивания красок для получения нуж-ного оттенка. • Учить использовать разные изобразительные средства для получения выразитель-ного образа. • Учить детей продумывать замысел и пути его реализации, самостоятельно выби-рать изобразительные средства для воплощения замысла. 20. Аппликация «Домашние животные» (кошка и собака). Задачи: • Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детенышей, об их внешнем виде, пище, месте обитания, пользе человеку. • Продолжать учить переносить предметное изображение в плоскостное. Закреплять представления о форме, цвете, величине. • Продолжать учить детей работать ножницами, вырезая отдельные детали заготов-ки. Формировать навык аккуратного приклеивания. • Продолжать учить детей в процессе наклеивания аппликации; ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху, внизу, посередине, слева, справа.
|