Нейроупражнения в саду и дома |
Занятия с детьми | |||
Автор: Воронина Марина Николаевна Колоколова Марина Владимировна Барнышева Анастасия Николаевна Фадеенко Надежда Михайловна | |||
03.04.2023 20:05 | |||
Нейроупражнения в саду и дома
МБДОУ «ДСКВ №115» Целостное развитие ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.
У детей с ОВЗ:
Как говорил И. Кант «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», а «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» — это фраза Ж. Тассо. Наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – это КИНЕЗИОЛОГИЯ [3]. Кинезиология стимулирует интеллектуальное развитие детей с ОВЗ. Кинезиологические упражнения, также их можно называть нейроупражнения, — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. Такие упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; — готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; — способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни [1]. В своей практике мы применяем нейроупражнения для развития детей в разных видах деятельности. Часто нейроупражнения называют играми на межполушарное взаимодействие [2]. За что отвечает правое полушарие:
За что отвечает левое полушарие:
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения. В комплексы нейроупражений мы включаем:
В нашей группе нейроупражнения имеют широкое применение. Перед началом занятия, чтобы дать детям толчок для мозговой деятельности, проводим два-три упражнения для концентрации внимания и поднятия интереса для выполнения основных заданий. Примерно через половину времени занятия у детей, как правило, начинает проходить концентрация внимания, пропадать интерес к прохождению материала, уменьшается усидчивость, появляется усталость, тогда самое время провести нейроупражнения на развитие крупной моторики, например, упражнение «Колено-локоть». После чего настроение у детей поднимается, и они снова готовы продолжать занятие. Так же в течение дня применяем кинезиологические упражнения в режимных моментах: утром, придя из дома и заходя в группу, ребенок здоровается с присутствующими и выполняет любое упражнение по выбору, которые расположены на стенах; после прогулки дети выполняют упражнения по очереди, после сна на выходе из спальной комнаты и т.д. В вечернее время ребенку можно дать такие упражнения перед индивидуальной работой. Для того чтобы успешно организовать и провести игровое занятие с ребёнком дома, очень важно настроить его на познавательную деятельность. В этом родителям помогут нейроупражнения, которые очень нравятся нашим ребятам. Мы стараемся, чтобы родители стали активными помощниками и участниками в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Наша задача — помочь родителям наполнить конкретным содержанием домашние игры по усвоению и закреплению полученных ими знаний и навыков. В начале учебного года проводим родительское собрание в группе, рассказываем про план работы на предстоящий год и показываем, какой материал мы будем использовать в работе с детьми. В частности, пособия по кинезиологии – карты с упражнениями. Показываем родителям, как пользоваться такими картами, вместе с ними пробуем работать по ним. В течение года проводим с родителями игровые тренинги, даем родителям этот материал домой для закрепления упражнений в домашних условиях. Практика показывает, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев — мощное средство повышения работоспособности всего головного мозга у детей с общим недоразвитием речи. Взаимодействие с семьёй — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с ОВЗ, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед, воспитатели и родители действуют согласованно. Ведь продвижение детей с особыми образовательными потребностями по пути нормального развития – главная ценность специального (коррекционного) обучения. Это ключ к успеху в образовании таких детей! Список литературы
|