Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование временных представлений у детей с задержкой психического развития
Занятия с детьми
Автор: Афанасьева Наталья Александровна Панюкова Вера Николаевна   
01.04.2023 14:55

Формирование временных представлений у детей с задержкой психического развитияФормирование временных представлений у детей с задержкой психического развития

(из опыта работы)

Авторы

  • Афанасьева Наталья Александровна,
  • Панюкова Вера Николаевна, МАДОУ №8

Г. Сыктывкара.

Формирование временных представлений – это одно из самых сложных направлений познавательного развития, которое требует определённой степени развития таких психических процессов, как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать свои знания. Особенно тяжело даются временные понятия детям с задержкой психического развития. Для них развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который необходимо провести в возрасте 4-7 лет.

Скачать конспект

Начинать следует с противоположных понятий, которые легко пронаблюдать в повседневной жизни, соотнести со своей деятельностью (в частности, с режимными моментами группы), зарисовать, изобразить в виде схемы. Чаще всего, это понятия «утро – ночь», обобщающее понятие «время суток» — для детей первого года обучения. «Утро – день – вечер – ночь», обобщающие понятия «части суток», «сутки» — для детей второго года обучения. Параллельно с этими понятиями даём представление о смене времен года. Вводим их названия и признаки. «Зима», «лето» — для детей 4 -5 лет. «Зима — весна – лето – осень» для детей 6 – 7 лет. После освоения этих понятий можно дать понятия «неделя», «дни недели», «сегодня», «завтра», «вчера». Дети 5 – 6 лет могут начать запоминать названия дней недели и соотносить их с визуальным расписанием занятий. Можно проработать порядок следования дней недели друг за другом, ввести понятия «рабочие дни» и «выходные дни», «на прошлой неделе», «на следующей неделе», формировать понимание того, что смена дней недели и недель – это процесс бесконечный. В своей работе для достижения этой цели мы используем пособие «Неделя». Каждое утро воспитатель называет «наступивший день», а день, который прошёл, закрывает ленточкой – закладкой, теперь этот день называется «вчера». День, следующий за «сегодня» — все называют «завтра». Далее можно поупражняться, отвечая на несложные вопросы педагога: Какой сегодня день недели? Какой он по счету? Какие занятия нас ждут сегодня? Что мы будем делать завтра? И т.д.

В подготовительной к школе группе уже в начале года дети знакомятся со сказкой о временах года «Четыре сезона», с графическим изображением времён года – сезонов. У детей уже есть опыт наблюдения смены времён года (предыдущий год работы), поэтому, давая все времена года сразу, а не по одному, у детей формируется целостность восприятия понятия «год». Если воспитанники подготовительной группы хорошо усвоили информацию о временах года, можно начать знакомство с месяцами. Проще вводить их тройками, при закреплении знаний о текущем времени года. В нашей группе все месяцы также визуализированы. Каждый месяц имеет не только своё имя, но и отличительные черты во внешнем изображении, свой характер.

«Сентябрь, словно художник, любил яркие краски, поэтому Природа, во время его правления преображается: рябинки и осинки надевают ярко-красные наряды, белые берёзки – золотые. В лесах, словно разноцветные бусинки, рассыпаны ягоды… Октябрь – плакса. Целыми днями слёзы льёт: то капельками слезинки сыплются – моросят, а то вдруг проливным дождём расплачется. Тогда на улицу без зонта, да без сапог резиновых не выходи! …Ноябрь идёт, снег за собою ведёт. Первый снег, хоть и чист, да обманет – зима в одну ночь никогда не настанет. Старается ноябрь, опавшие листья в кучи сбивает, словно одеялом землю укутывает, чтоб спящим растениям и насекомым теплее было. Дует и веет ноябрь на все живое – сигнал подает «Пора надевать тёплые шубки» …»

В результате такой работы дети, не прилагая особых усилий, запоминают все времена года и соответствующие им месяцы. Отгадывают загадки, ориентируясь на основные признаки, изображённые на картинках, выкладывают последовательность, знают месяц своего рождения, определяют среди ребят группы, кто самый старший – самый младший, даже зарисовывают любимые месяцы по образцу, а некоторые и по памяти. В январе, когда практически сформировано понятие о месяцах, можно ввести событийный календарь, в котором ребята отмечают текущую дату и все яркие события месяца: дни рождения, праздники, запланированные мероприятия. У ребят формируется представление о длительности месяца, умение ориентироваться в календаре, складывается понятие о прошлом, настоящем и будущем, формируется умение планировать свою деятельность не только в течение дня, недели, но и месяца, порой даже сезона.

Многолетний опыт работы с детьми с задержкой психического развития показал, — от того, сколько времени педагог уделяет формированию у детей пространственно – временых представлений, зависит возможность для ребят успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год