Формирование временных представлений у детей с задержкой психического развития |
Занятия с детьми | |||
Автор: Афанасьева Наталья Александровна Панюкова Вера Николаевна | |||
01.04.2023 14:55 | |||
Формирование временных представлений у детей с задержкой психического развития (из опыта работы) Авторы
Г. Сыктывкара. Формирование временных представлений – это одно из самых сложных направлений познавательного развития, которое требует определённой степени развития таких психических процессов, как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать свои знания. Особенно тяжело даются временные понятия детям с задержкой психического развития. Для них развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который необходимо провести в возрасте 4-7 лет. Начинать следует с противоположных понятий, которые легко пронаблюдать в повседневной жизни, соотнести со своей деятельностью (в частности, с режимными моментами группы), зарисовать, изобразить в виде схемы. Чаще всего, это понятия «утро – ночь», обобщающее понятие «время суток» — для детей первого года обучения. «Утро – день – вечер – ночь», обобщающие понятия «части суток», «сутки» — для детей второго года обучения. Параллельно с этими понятиями даём представление о смене времен года. Вводим их названия и признаки. «Зима», «лето» — для детей 4 -5 лет. «Зима — весна – лето – осень» для детей 6 – 7 лет. После освоения этих понятий можно дать понятия «неделя», «дни недели», «сегодня», «завтра», «вчера». Дети 5 – 6 лет могут начать запоминать названия дней недели и соотносить их с визуальным расписанием занятий. Можно проработать порядок следования дней недели друг за другом, ввести понятия «рабочие дни» и «выходные дни», «на прошлой неделе», «на следующей неделе», формировать понимание того, что смена дней недели и недель – это процесс бесконечный. В своей работе для достижения этой цели мы используем пособие «Неделя». Каждое утро воспитатель называет «наступивший день», а день, который прошёл, закрывает ленточкой – закладкой, теперь этот день называется «вчера». День, следующий за «сегодня» — все называют «завтра». Далее можно поупражняться, отвечая на несложные вопросы педагога: Какой сегодня день недели? Какой он по счету? Какие занятия нас ждут сегодня? Что мы будем делать завтра? И т.д. В подготовительной к школе группе уже в начале года дети знакомятся со сказкой о временах года «Четыре сезона», с графическим изображением времён года – сезонов. У детей уже есть опыт наблюдения смены времён года (предыдущий год работы), поэтому, давая все времена года сразу, а не по одному, у детей формируется целостность восприятия понятия «год». Если воспитанники подготовительной группы хорошо усвоили информацию о временах года, можно начать знакомство с месяцами. Проще вводить их тройками, при закреплении знаний о текущем времени года. В нашей группе все месяцы также визуализированы. Каждый месяц имеет не только своё имя, но и отличительные черты во внешнем изображении, свой характер. «Сентябрь, словно художник, любил яркие краски, поэтому Природа, во время его правления преображается: рябинки и осинки надевают ярко-красные наряды, белые берёзки – золотые. В лесах, словно разноцветные бусинки, рассыпаны ягоды… Октябрь – плакса. Целыми днями слёзы льёт: то капельками слезинки сыплются – моросят, а то вдруг проливным дождём расплачется. Тогда на улицу без зонта, да без сапог резиновых не выходи! …Ноябрь идёт, снег за собою ведёт. Первый снег, хоть и чист, да обманет – зима в одну ночь никогда не настанет. Старается ноябрь, опавшие листья в кучи сбивает, словно одеялом землю укутывает, чтоб спящим растениям и насекомым теплее было. Дует и веет ноябрь на все живое – сигнал подает «Пора надевать тёплые шубки» …» В результате такой работы дети, не прилагая особых усилий, запоминают все времена года и соответствующие им месяцы. Отгадывают загадки, ориентируясь на основные признаки, изображённые на картинках, выкладывают последовательность, знают месяц своего рождения, определяют среди ребят группы, кто самый старший – самый младший, даже зарисовывают любимые месяцы по образцу, а некоторые и по памяти. В январе, когда практически сформировано понятие о месяцах, можно ввести событийный календарь, в котором ребята отмечают текущую дату и все яркие события месяца: дни рождения, праздники, запланированные мероприятия. У ребят формируется представление о длительности месяца, умение ориентироваться в календаре, складывается понятие о прошлом, настоящем и будущем, формируется умение планировать свою деятельность не только в течение дня, недели, но и месяца, порой даже сезона. Многолетний опыт работы с детьми с задержкой психического развития показал, — от того, сколько времени педагог уделяет формированию у детей пространственно – временых представлений, зависит возможность для ребят успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир.
|