Школа молодых педагогов: «Организация и руководство подвижными играми детей» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Уваровская Валентина Владимировна | |||
09.02.2023 10:17 | |||
Школа молодых педагогов: «Организация и руководство подвижными играми детей» Составила: инструктор ФИЗО Уваровская В.В. Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры. Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа «Лови!», «Беги!», «Стой!». Подвижные игры с правилами бывают сюжетные и несюжетные. К спортивным играм относятся баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и т.д. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр, является учет, индивидуальных особенностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит как от имеющихся двигательных навыков, так и от особенностей нервной системы. Значительное внимание нужно уделить атрибутам для игр. Играть можно одновременно со всеми детьми или с небольшими подгруппами. Способами организации игр зависят от их структуры и характера движений. Взрослый продумывает способы сбора детей и внесения атрибутов. Знакомя детей с несюжетной игрой, взрослый рассказывает о последовательности игровых действий, игровых правилах и сигналах; указывает месторасположение играющих и игровые атрибуты, используя соответствующие слова. С помощью вопросов необходимо проверить, как они поняли пояснения взрослого.
При знакомстве детей с играми с элементами соревнования взрослый уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. В команды подбирают детей объединяя по силам, а для активизации неуверенных, застенчивых детей, со смелыми и активными. Интерес к играм с элементами соревнованиями увеличивается, если детей одевают в форму капитанов, судью и т.д. Руководство взрослым подвижной игрой состоит, прежде всего, в распределении ролей. Водящего можно назначить, выбрать с помощью считалки т.д. Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним, но и усложнить задачи. Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. В подвижной игре дидактической направленности достигается две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоравливающее влияние и укрепление физического и психического здоровья. Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математика, сенсорика, грамота, коммуникабельность и т.д.) Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задач, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы. При организации подвижной игры следует придерживаться следующих правил:
Методика разучивания подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам: Этапы развития подвижной игры
Деление развития подвижной игры на этапы было предложено ещё Хухлаевой Д. В. Почему-то воспитатели мало внимания обращают на эту особенность в методике работы. Может поэтому многие игры не остаются в деятельности дошкольников. Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре. Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать №№ 9, 10, 11, 12. Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею. Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия. Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий группы, времени года, особенностей режима (санаторный или обычный, места проведения (помещение или улица, интересов детей). Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей. Необходимо варьировать способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений. Особенности методики разучивания подвижной игры с детьми 1 и 2 младших групп. Проведение самой игры имеет важную особенность: все этапы подвижной игры проводятся в параллели с десятым этапом. Никаких предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т. к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии. Воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую ситуацию, атрибуты для каждого игрока. Начинает игру с сюрпризного момента или интересного детям действия: пришёл котик и хочет с ними поиграть. Раздаёт атрибуты в момент обозначения ролей (воробышки надевают шапочки и заходят в свои гнездышки, контролируя равномерное распределение детей на площадке). Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движений, т. к. пока реакция внимания затруднена. Особым образом должен подаваться сигнал на окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы он проходил в три этапа. Первый — уточнение изменения действий (кот проснулся); Второй – как необходимо отреагировать (убегайте); Третий – непосредственно звуковой сигнал (Мяу). Не менее важно организовать подвижную игру таким образом, чтобы каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик, воспитатель в одну руку берёт игрушку (Кота, другой берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы дети: все убежали от Кота!» Педагогическая оценка по окончании игры — только положительна. ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе в режиме дня, т. е. находиться на III этапе освоения движений. НАПРИМЕР, ИГРА "ЛОХМАТЫЙ ПЁС" (2 МЛАДШАЯ ГРУППА) Слышен стук в дверь. Воспитатель- "Кто там? " Вносит игрушку лохматого щенка. "Посмотрите, дети кто к нам пришёл. Какой весёлый и лохматый! Посмотрите, какие добрые у него глазки, мягкая шерсть. Его зовут Дружок. Хотите поиграть с Дружком? — этапы №№ 2, 3, 4, 5, 10 Тогда заходите в домик. (берёт шнур, с завязанными бантиками — на расстоянии 50 см и раскладывает на одной стороне комнаты. Дети встают — каждый сзади бантика) Молодцы! -этапы №№ 5, 6, 7, 10. А Дружок пошёл к себе в домик (переходит в противоположную часть комнаты на расстояние 2, 5 м, ставит стул и сажает щенка на стул. Переходит к домику детей) Выходите дети из домика. Вот сидит лохматый пёс, в лапы свой уткнувши нос. Очень тихо он сидит: не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет. (воспитатель в это время мелкими шагами двигается в сторону собаки, активизируя жестами и мимикой детей на такие же действия) — этапы №№ 5, 9, 10. Посмотрите, Дружок проснулся (1 этап сигнала на окончание игры! Убегайте (2 этап сигнала на окончание игры! Гав-гав-гав (3 этап сигнала на окончание игры) — этапы №№ 5 и 11. (дети бегут в свой домик, воспитатель имитирует ловлю) Молодцы ВСЕ ДЕТИ УБЕЖАЛИ ОТ ДРУЖКА! " — ЭТАПЫ №№ 5 И 11. Воспитатель — "Хотите ещё поиграть с нашим Дружком? " Игра повторяется ещё 3-4 раза в таком же варианте. Рекомендации родителям. Польза подвижных игр для развития ребенка. Когда в семье появляется ребенок, каждый родитель желает, чтобы его чадо выросло здоровым, сильным, крепким, активным и очень стараются сделать его таким. И это правильно, ведь здоровье закладывается в раннем возрасте. А каким же образом лучше всего вырастить детей крепкими и здоровыми? Я предлагаю родителям как можно больше играть с детьми в подвижные игры. Подвижная игра является самым уникальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что с их помощью дети растут и развиваются. Не для кого не секрет, что в наше время высоких технологий дети мало двигаются, потому что растут привязанными к телевизору, к компьютерным играм. Чаще всего это происходит из-за того, что современные родители сами бывают очень заняты, им некогда поиграть со своим ребенком и на его просьбу поиграть с ним они сами усаживают дитя возле телевизора или включаем ему компьютер, чтобы он им не мешал выполнять домашние дела. Если родители используют правильный подход к этим занятиям, то просмотр мультфильма и компьютерная игра принесут пользу ребенку, но зачастую в таких случаях ребенок предоставлен сам себе. Наилучший результат в формировании личности ребенка может дать максимально полное вовлечение родителей в целенаправленный процесс воспитания, что эмоционально обогатит отношения ребёнка и родителя. Не отказывайтесь поиграть со своим ребенком, найдите драгоценные минуты для общения, ведь игра это естественный спутник его жизни, он растет и развивается именно благодаря игре. Еще Н. К. Крупская отмечала: «Маленькие дети играют, как птица поёт. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания». Все дети разные: кто очень подвижен, кто малоподвижен, а кто и гиперактивен. Но играть любят все без исключения. Игра вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. А различные ситуации, возникающие в игре, учат детей правильному поведению и представлению об окружающей действительности. И, если правильно подобрать игру для вашего ребенка, то самый гиперактивный сможет успокоиться и заинтересоваться ходом игры, малоактивный ребенок начнет быстрее бегать, соображать. И самое главное, что в игре есть свои правила и требования. Дети учатся подчиняться общим требованиям. Правила игры они воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. А когда ребенок умеет контролировать свое поведение, ему будет легче жить в обществе. Подход к игре должен учитывать не только различную активность детей, но и, конечно же, возрастные особенности. Начните, например, играть со своим ребенком пока он не умеет ходить в «сороку-ворону» или «ладушки», а когда человечек начнет самостоятельно двигаться, предложите ему поиграть в подвижные игры. Играть со своим ребенком можно и дома и на прогулке. Предлагаю вам четыре игры, в которые дети будут с удовольствием играть вместе с вами. 1. «По ровненькой дорожке» Цель: учить детей выполнять различные движения в соответствии с текстом, развивать внимание, память. Укреплять мышцы спины, ног. Ход игры: Родитель говорит, ребенок шагает: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки раз, два, раз, два…» — ребенок шагает: «По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам, В ямку бух!» — Ребенок прыгает. «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке» — приседаем на корточки и немного отдыхаем, затем продолжаем: «Устали наши ножки, устали наши ножки, Вот наш дом, здесь мы живём». — С окончанием текста ребенок бежит к домику (кресло или стульчик — это заранее договариваются, где будет дом). 2. «Достань до мяча» Цель: учить детей подпрыгивать на месте вверх, стараясь достать мяч двумя руками, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на носки полусогнутые колени. Развивать ловкость, глазомер, координацию движений. Ход игры: на верёвку или ветку подвешивается мяч в сетке. Ребенок подпрыгивает, вверх стараясь задеть мяч двумя руками. Усложнение: выполнять прыжок вверх с разбега 3-4 шагов. 3. «Дай кролику морковку» Цель: учить детей ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами, передвигаться в заданном направлении, развивать смелость, смекалку. Ход игры: Ребёнку дают в руки морковь, завязывают глаза. Он должен дойти до кролика игрушки и дать ему морковь поднести к мордочке. 4. «Влезь на лесенку» Цель: учить детей влезать на лесенку стремянку, не пропуская реек и спускаться с неё так же, не пропуская реек не спрыгивая. Укреплять мышцы плечевого пояса, ног. Развивать выносливость. Ход игры: Детям предлагают влезть на лесенку до самого верха, и спустится с неё. Не пропуская реек, хват руками сверху. 2 вариант. Когда ребенок научится, смело влезать на лесенку, можно предложить залезть наверх и позвонить в колокольчик. Поиграйте с ребенком, это доставит большое удовольствие вам обоим. Считалки для детей Бубенчики, бубенчики, Летели голубенчики По утренней росе, По зелёной полосе, Сели на сарай. Беги, догоняй. Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон - Разбежались мыши вон. Аист-аист, аист — птица, Что тебе ночами снится? Мне болотные опушки, - А еще? Еще лягушки. Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить! За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди И замочек отопри. Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек – пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай – ка, не робей! Говорят на заре, Собирались на горе Голубь, гусь и галка Вот и вся считалка. Собирала белка шишки, Для енота и для мышки. Раз, два, три, четыре, пять, Найду шишку я опять. Три еноту и три мышке, Остальные кому шишки? Раз, два, три, четыре, пять. Мы решили поиграть, Но не знаем, как нам быть, Не хотел никто водить! На тебя укажем мы: Это верно будешь ты! Наша Маша рано встала Кукол всех пересчитала: Две матрёшки на окошке, Две Танюшки на подушке, Две Иринки на перинке, А Петрушка в колпачке на зеленом сундучке. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли мышки погулять - В сад ходили, в лес ходили, И на речку приходили. Покупались немножко - Вдруг идёт на встречу кошка Мыши кошке говорят: "Становись-ка с нами в ряд, Будем мы сейчас считать, Всё равно тебе искать!"
|