Методический универсальный материал «Фрутокрышки» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Мещерекова Оксана Евгеньевна | |||
23.01.2023 09:48 | |||
Методический универсальный материал «Фрутокрышки» Актуальность проекта: Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. Но в настоящее время число речевых нарушений, у дошкольников неуклонно растет. Большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Большинство детей данных категорий имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. И передо мной возникла проблема, как сформировать данные целевые ориентиры у детей, как поддерживать интерес занятиях, какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать занятие эффективным. Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали фрутокрышки — крышки в виде конструктора. Многие родители покупают своим детям детское питание "Фрутоняня". Крышки от этого пюре имеют необычную форму. На крышке присутствуют насечки, с помощью которых их можно соединять друг с другом. Для этого нужно только собрать их достаточное количество. Крышки вставляются в пазы или друг на друга. Логопедическая работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства фрутокрышки, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными. Следует отметить, что применение игровых заданий с фрутокрышками можно использовать как в самостоятельной деятельности, так и в НОД, как часть занятия. Которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность работы. Крышки от фруктового пюре — это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только воспитаем, но и родителям (законными представителям) -это замечательная помощь для организации занятий дома. Цель использования фрутокрышек: Разнообразить процесс, повысить интерес детей, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность. Коррекционно-развивающие задачи:
Требования к организации проведения игровых заданий с фруто-крышками: — Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных игровых заданий необходимо задействовать пальцы обеих рук. — Подбор игровых заданий осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. — Наличие познавательной направленности игровых заданий. — Безопасность: выполнение игровых заданий с крышками предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, но только под присмотром взрослого. Ожидаемый результат: При использовании игровых заданий с крышками у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игровые задания способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как в под групповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности. Игры и упражнения с фрутокрышками Гусеница Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. Педагог предлагает выложить на столе гусеницу:
- собрать несколько гусениц и сравнить по длине. Разноцветные вагончики Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета ( «столько – сколько», «поровну»). Педагог предлагает детям выложить поезд:
Забор Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. Педагог предлагает детям выложить забор из крышек и рассказать, как они расположены. Бусы Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько). Педагог предлагает детям собрать бусы из крышек и рассказать, как они расположены. Педагог может предложить:
Игра «Разложи по цвету». Цель: Закрепление сенсорного эталона «Цвет», развитие мелкой моторики. Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять крышки и выполнить действия с ними, т.е поместить в контейнеры определенного цвета. Геометрические фигуры Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из крышек. Упражнять в счете. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве ( «слева», «справа», «перед», «за»). Педагог предлагает детям составить из фрутокрышек геометрические фигуры и назвать их. Посмотри и назови Цель. Учить детей правильно располагать предметы в пространстве (на, над, под, за, перед) и правильно употреблять предлоги (на, над, под, за перед) в речи. Педагог предлагает детям назвать, где находятся фрутокрышки относительно предмета (кубика). И ребенок должен назвать правильно, где находится фрутокрышка и правильно назвать предлог. Составь схему Цель: Учить соотносить правильно цвет; развитие мелкой моторики. Материал. цветовые схемы. Педагог предлагает детям составить соответствующую схему, путем наложения крышки на круг такого же цвета на схеме. Варианты:
Цветное поле Цель: Закрепить умение соотносить цвета, развитие зрительно-двигательной координации. Материал. поле с цветными квадратами разного цвета, цветные фрутокрышки. Педагог предлагает детям поставить крышки на соответствующий по цвету квадрат и заполнить всё поле. Подбери заплатку Цель: Различение крышек по цвету, развитие мелкой моторики. Материал. цветные фрутокрышки, набор предметных картинок с заплатками. Педагог предлагает детям подобрать «заплатку» к каждой картинке. Если речевые возможности ребенка позволяют, то называем цвет, чётко проговаривая слова. Усложнение: игра может быть использована для усвоения согласования прилагательных и существительных (например, зеленая заплатка; зеленая груша; красная заплатка на красном яблоке). Раскрась картинку Цель: Уметь соотносить цвета, формировать точность движений пальцев рук. Материал. набор предметных черно-белых картинок; цветные фрутокрышки. Педагог предлагает детям подобрать крышки определенного цвета и поставить их на картинку, т.е «раскрасить» картинку. Найди лишнюю крышку Цель: Формировать умение выделять лишний предмет по цвету. Педагог выстраивает ряд из крышек, где одна крышка другого цвета, предлагает детям найти лишнюю крышку. Волшебный цветок ЦЕЛЬ: Называть цвета, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук. Педагог предлагает детям составить из фрутокрышек «волшебный цветок». В процессе игры уточнять, какие цветы получаются у детей. Укрась салфетку ЦЕЛЬ: Развивать творческое воображение. Педагог предлагает детям украсить салфетку. Можно делать как из одинаковых, так и из разных крышек. Располагать крышки в линейку, веером, цветком, накладывая, их частично друг на друга или располагая отдельно. Волшебный коврик Цель. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (в правом верхнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу, в центре листа) и правильно употреблять понятия в речи. Педагог предлагает детям назвать, где находятся определенного цвета фрутокрышки на листе бумаги. Что изменилось? Цель. Развивать наблюдательность и умение ориентироваться на листе бумаги (в правом верхнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу, в центре листа) и правильно употреблять понятия в речи. Педагог предлагает детям назвать и запомнить, где находятся фрутокрышки на листе бумаги. Затем закрыть глаза и сказать, какие крышки поменялись местами. Составь по образцу Цель. Развивать умение детей создавать образ героев, животных, птиц конструируя их из фрутокрышек. Развивать воображение. Педагог предлагает детям создать образ по картинке.
|