Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста с использованием УМК «Азы финансовой культуры для дошкольников. Занимательные финансы» под ред. Л. В. Стахович |
Занятия с детьми | |||
Автор: Малинова Ксения Васильевна | |||
29.08.2022 16:14 | |||
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста с использованием УМК «Азы финансовой культуры для дошкольников. Занимательные финансы» под ред. Л. В. Стахович Малинова К. В., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 30» г. Череповец, Вологодская область Актуальность вопроса по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной ступени – детским садом и школой. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Формирование финансовой культуры, здорового отношения к деньгам является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Для того, чтобы избежать многих ошибок по мере взросления, приобрести финансовую самостоятельность и, тем самым, благополучие на протяжение всей жизни, необходимо уже в дошкольном детстве познакомить подрастающее поколение с ролью денег в частной, семейной и общественной жизни. Перед взрослыми стоят задачи: научить правильному обращению с финансами, рассказать о способах честного заработка, о труде взрослых, о правилах покупки и продажи, об умении тратить разумно, воспитать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы и реализовывать их. Наши дети живут в эпоху информатизации, в мире с изменившимися ценностями и нормами. Нам, взрослым, необходимо встраиваться в их процесс взросления с таким же быстрым темпом, как их развитие, интересно и лаконично давая нужную им для жизни информацию. Изучив принципы и подходы к изучению финансовой стороны жизни, формы, методы и средства реализации для достижения планируемого, выбрали для себя программу «Азы финансовой культуры для дошкольников» под редакцией коллектива авторов: Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17. 10. 2013 г. В начале учебного года нашим ДОУ была приобретена методическая литература и весь УМК по выбранной программе. Он включает в себя: программу, методические рекомендации, сборник ситуационных задач финансового содержания, игр-соревнований, игр-обсуждений, мини-спектаклей, а также раскраски, рабочие тетради и пособие, в котором собраны произведения устного народного творчества и художественной литературы, призванные помочь воспитателю в формировании у детей азов финансовой культуры. В сентябре был проведен семинар с педагогами по изучаемой теме, где были подняты и проработаны вопросы по реализации плана работы ДОУ на год. Некоторые педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме «Проектирование и реализация курса «Основы финансовой грамотности для дошкольников» в ДОО». Педагоги старших и подготовительных к школе групп с сентября начали проводить занятия и тематические беседы с детьми. В процесс обучения были вовлечены родители, которым педагоги разъяснили важность воспитания в детях финансовой культуры с детских лет. Многие родители с энтузиазмом взялись за работу: помогали воспитателям в создании для детей дидактических игр и лэпбуков по финансовой грамотности, делали поделки совместно с детьми для предстоящей ярмарки, приходили с мастер-классами и рассказывали про свою работу, где за свой труд они получают заработную плату. С информационной встречей к детям приходил папа одного из наших воспитанников. Он работает финансовым консультантом, пишет книги и обучает людей правильному обращению с деньгами, рассказывает, как правильно их тратить, экономить, сохранять и приумножать, создавая большие капиталы. Нашлись и такие родители, которые работают в банковской сфере и готовы организовать экскурсию на свое место работы. Дети с удовольствием принимали приглашения и погружались с головой в мир финансов, пополняя свой жизненный опыт, который пригождался им для разыгрывания всевозможных сюжетов. Воспитанники становились маленькими, но совсем взрослыми и серьезными директорами, операционистами, кассирами и консультантами, увлекая за собой своих друзей, которые становились клиентами банка. Педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения был разработан дизайн своих внутренних денежных знаков, которые было решено назвать в честь сада «Акварельками». Банкноты были отрисованы таким образом, чтобы не сильно отличались от настоящих, но с изображением достопримечательностей нашего города Череповец. Тем самым мы решили несколько задач: приобщение к истории городу, реализация регионального компонента и знакомство с денежными знаками. В начале года для введения детей в тему педагогами были проведены развлечения, где дети заработали свой стартовый капитал. После этого дети имели возможность тратить их и зарабатывать новые путем продажи своих поделок на ярмарках, показывая театральные постановки другим группам и покупая билеты на спектакли, творческие мастер классы от других групп. Во втором полугодии состоялось мероприятие по названием «Город профессий», где дети имели возможность выбрать профессию для себя (Спасатель, врач, флорист, аниматор, работник пиццерии). В подготовительных группах для выпускающихся из ДОУ воспитанников проводятся итоговые мероприятия, на которых дети оставляют заработанные деньги на благотворительность, тем самым мы воспитываем в детях доброту, сострадание и знакомим с еще одной ветвью финансовой культуры. Обсуждение плана и результатов инновационной деятельности регулярно осуществлялось на педагогических советах, на заседаниях рабочей группы и родительских собраниях. Весной 2022 года нами был организован и проведен I городской конкурс по финансовой грамотности среди детей, семей воспитанников и педагогов дошкольных учреждений города. Сетевыми партнерами конкурса были:
В конкурсе приняли участие педагоги и семьи воспитанников 34 детских садов. Педагоги и специалисты представили лэпбуки, дидактические игры, сценарии и другие методические разработки, а семьи воспитанников – копилки удивительной красоты и технологичности исполнения. В конце учебного года был проведен мониторинг по трем критериям:
По результатам мониторинга 35 % детей имеют близкий к достаточному уровень сформированности экономических понятий, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности, бережно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования. 60% воспитанников показали достаточный уровень. Проявляют ярко выраженный устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активного участника событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них. Поставленные задачи решаются, мероприятия реализуются, данная тема интересна педагогам, детям и родителям. Работу планируем продолжать на будущие учебные года, занятия по программе включены в циклограмму образовательной деятельности на 2022-2023 учебный год.
|