ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Зверева Оксана Александровна | |||
23.07.2015 18:45 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ Еще одним направлением работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является помощь педагогическим работникам детского сада в построении личностно-ориентированной модели взаимоотношения с воспитанниками. В образовательной программе, ориентированной на ребенка, роль педагога — особенная, отличная от привычной практики большинства наших педагогов.
Такая образовательная программа предполагает, что воспитатель — помощник ребенка, «фасилитатор», облегчающий, содействующий, сопровождающий. Он готов поддержать, усложнить игру, вовремя добавить материалы, ответить на вопросы, выслушать, дать дополнительную информацию. Создание «среды обитания», развивающей среды в группе, куда ребенок хотел бы возвращаться, где он чувствовал бы себя нужным и успешным – достаточно сложная задача, требующая от педагога умения наблюдать за детьми и анализировать, понимать различия в темпах развития и возможностях детей, работать во взаимодействии с командой педагогов детского сада и обязательно вовлекать семью. Основные модели взаимодействия воспитателя с детьми Правила поведения в группе Работая по программе, ориентированной на ребёнка, педагоги стремятся развивать в детях самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. Одним из лучших способов обеспечить максимальное соблюдение правил детьми является привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию новых правил по мере возникновения такой необходимости, то есть дети:
Воспитатель, который научил детей правилосообразному поведению, может освободить себя от нудного и утомительного контроля. Кроме того, принятие детьми правила, которое они разработали сами, создает у них чувство причастности и ответственности за его соблюдение. Дети научаются самоконтролю, могут сами регулировать свое поведение не по указке «сверху», а по собственной инициативе и собственному пониманию. Это создает основания для развития осмысленной произвольности, способствует психологически правильному взрослению ребенка и переходу его в следующий, младший школьный возраст. Коммуникация в группе Дети нуждаются в том, чтобы быть выслушанными. Воспитатель, который активно слушает детей, тем самым сообщает им, что они заслуживают внимания, значимы и интересны для него. Когда дети играют в Центрах (время свободного выбора), педагоги могут пообщаться с отдельными детьми один на один. У всех детей должна быть возможность побыть наедине с воспитателем в качестве одного из вариантов для их свободного выбора. Дети, которые обращаются к воспитателям со своими проблемами, нуждаются во внимании, особенно, если ребенок считает тему или вопрос очень важным. Когда взрослые слушают внимательно, они
Такая информация может быть полезна взрослому для того, чтобы в дальнейшем выбрать необходимую стратегию в общении с ребенком. Активное слушание — это специфическое умение, считающееся одним из важных аспектов коммуникации. Эта практика полного включения в процесс общения с ребёнком, безусловно, требует абсолютного внимания педагога. Действия педагога при общении с ребенком Навык общения Что делает педагог Пауза Сделайте паузу и выслушайте, чтобы предоставить ребёнку время, для того чтобы подумать и ответить. Оставляйте «время на размышление» перед ответом на вопрос. Пауза — перед тем как задать вопрос или ответить на него — предоставляет время для осмысления, и, тем самым улучшает качество диалога, дискуссии и принятия решений. Перефразирование Перескажите своими словами то, что только что сказал ребёнок. Во время разговора, остановитесь и подведите итог сказанному. Например, «Итак, ты думаешь, что...». Перефразирование поможет ребёнку услышать и прояснить собственные мысли. Выяснение /Зондирование Задавайте вопросы до тех пор, пока вы не будете иметь полное представление о том, что говорит ребёнок. Мягко направляйте ребёнка, задавая вопросы: «Расскажи мне побольше о...», «Значит, ты думаешь, что...», «Мне интересно...». Внимание В то время как ребёнок что-то рассказывает вам, обратите внимание на то, какие невербальные сигналы вы посылаете. Нужно обращать внимание не только на то, что вы говорите, но и на тон своего голоса, выражение лица и жесты, и то, как на это реагирует ребёнок. Таким образом, задача педагога-психолога состоит в том, чтобы научить педагогов выстраивать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми.
|