Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Ступникова Виктория Владимировна | |||
10.10.2020 12:22 | |||
Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста Выполнила: Ступникова Виктория Владимировна, воспитатель высшей категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №72 Миасс 2020г. Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста: Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом. Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи! Всем детям, поступившим в школу, приходится писать. И не у всех, к сожалению, это получается одинаково хорошо. Дело в том, что письмо – это непростой навык, требующий хорошей подготовки мелких мышц руки ребенка для выполнения четких, хорошо cкоординированных движений, а также способности контролировать собственные действия довольно продолжительное время. Не у всех детей, по разным причинам, мышцы рук достаточно сильные и развитые. Именно поэтому необходимо с раннего возраста предпринимать определенные действия для «постановки руки» ребенка. Письмо — это достаточно сложный в изучении навык для детей 3-7 лет. К первому классу у ребенка, по данным физиологии, формируется нервная система и нервно-мышечный аппарат. По этим критериям шестилетний ребенок не уступает взрослому человеку. После 5-6 лет, согласно исследованиям, у детей возникают условно-рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возраста возрастает роль слова в формировании двигательных навыков. Дошкольный возраст считается ориентировочной стадией. В процессе ее ребенок знакомится с графическими движениями, а также приобретает графический навык. От правильной организации данного этапа напрямую зависит успех первых письменных упражнений в общеобразовательном учреждении. Известно, что детей с первых лет жизни интересует бумага и ручка. В дошкольных учреждениях систематически проходят занятия по изобразительной деятельности. На них дети усваивают графические навыки, которые им будут необходимы в дальнейшем. Известно 3 группы навыков письма: техническая — умение по назначению использовать канцелярские принадлежности; графическая — умение правильно изображать буквы, цифры и звуки; орфографическая — умение услышать и правильно записать слово. На начальных этапах обучения ребенок контролирует свои движения зрением. Он смотрит на написанную на доске букву, и мысленно анализирует ее структуру. Со временем в голове создается модель буквенного знака и посторонняя помощь не нужна. Специалисты утверждают, что ребенок еще до школы должен приобрести чувственный опыт ориентации в пространстве. Он должен уметь корректировать свои движения. Именно поэтому программа подготовки руки к письму должна быть пройдена заранее. Благодаря ей ребенок избавляется от тех трудностей, которые возникают на первых этапах. Дети с легкостью могут овладеть письмом, имея начальные знания. Именно такие дети чаще всего имеют каллиграфический почерк. Вы удивитесь, но начинать можно уже с 3-х летнего возраста. Любимая игрушка всех малышей – юла — поможет вам в этом. Юла стоит недорого, но приносит невероятную пользу крохам в деле укрепления мышц. Юла может научить нескольким способам захвата ее рукоятки, что позднее пригодится в процессе научения письму. Во время игры с юлой крохе требуется напрягать руки и довольно-таки в быстром темпе производить определенные силовые движения. Если вы видите, что вашему трех-четырехлетнемуребенку с трудом дается игра с юлой, насторожитесь. Это значит, что мышцы малыша ослаблены, возможно, формируются неправильно, и без определенных подготовительных упражнений ребенок будет испытывать трудности и обучаясь письму. Поэтому, прежде чем учить детей писать, нужно подготовить их руку к самому процессу письма, поскольку данные задачи совершенно отличаются друг от друга. В этом деле могут помочь различные помощники — книги, игрушки, пособия. Мозаика привлекает многих детей. Благодаря небольшому размеру деталей такая игрушка формирует мелкую моторику рук. Для сбора узоров и рисунков важно использовать только два пальца. Пальчиковая гимнастика Подготовка руки дошкольника к письму — это важный этап обучения, который требует определенных навыков. Пальчиковую гимнастику можно проводить с первых дней жизни. Важно выполнять упражнения ежедневно. Сначала необходимо сделать массаж всех пальцев рук. Если ребенок не может выполнить упражнение самостоятельно, ему должны помочь родители. Необходимо начинать с кончиков пальцев. Потребуется сделать поглаживающие, круговые и растирающие движения. Продолжительность такого массажа составляет 2-3 минуты. Его необходимо проводить до и после работы с ручкой или карандашом. Такой массаж можно проводить детям любого возраста. Благодаря ему улучшается подвижность пальцев. Во время работы ребенок должен сделать несколько волновых движений кистями рук. Благодаря этому дети могут отдохнуть и с новыми силами продолжить обучение письму. После окончания работы необходимо встряхнуть пальцами. Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:
Как определить уровень готовности руки ребенка к письму? Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу). Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3, 5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом). Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.
Как правильно держать ручку и карандаш Важно также обратить ваше внимание на то, как правильно держать ручку. Предложите ребенку что-нибудь написать и посмотрите, как он возьмет карандаш. Неверно, если ребенок:
зажимает ручку в кулаке;
пальчики ребенка расположены на неправильном расстоянии от грифеля (близко или, наоборот, далеко от него). Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего. Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом. Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки. Выбор ручки При обучении письму ребенка немаловажную роль играют канцелярские принадлежности. Правильно подобранная ручка — залог успеха. Ее длина не должна превышать 15 сантиметров, а диаметр -7 миллиметров. Различные ребристые и четырехгранные ручки не подходят для подготовки к письму. Держа их, ребенок быстро устает. Важно, чтобы цвет пасты был темно-синим или темно-фиолетовым. В последнее время особую популярность имеют специальные тренажеры — резиновые накладки на ручку, или ручки-самоучки, которые предполагают только правильное расположение пальчиков ребенка. Также в магазинах можно приобрести трехгранные карандаши, как простые, так и цветные. Важно также знать, что рекламные и подарочные ручки для обучения не подходят. Чаще всего они имеют декоративные элементы, которые отвлекают ребенка. Подготовка руки к письму в детском саду — это сложный этап обучения. Как организовать данный процесс известно далеко не всем родителям. Именно подготовительный этап влияет на конечный результат. Правильно проведенная подготовка ребенка — залог его хорошего почерка. Важно начинать ее с двухлетнего возраста. В этот период необходимо развивать моторику. Спустя год родители могут использовать специальные методики. Работу с прописью рекомендовано начинать в возрасте 4-5 лет. Однако не стоит учить ребенка писать буквы. Необходимо подготовить руку к письму. Это станет основой для получения навыков в общеобразовательном учреждении. 30 ЗАНЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
Помните, что при регулярной тренировке и выполнении всех предложенных действий, овладение процессом письма станет для вас приятным и увлекательным занятием.
|