«Лучшие традиции детско – родительских мероприятий» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Братанова Анна Сергеевна | |||
18.08.2020 12:40 | |||
«Лучшие традиции детско – родительских мероприятий» Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие общества в жизни ДОО. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Нашему дошкольному образовательному учреждению № 85 исполняется 41 год. За это время менялся педагогический коллектив, однако заложенные добрые традиции используются, обновляются и передаются педагогами нашего образовательного учреждения. В каждой возрастной группе существуют свои традиции, но есть общие традиции детского сада. В нашем саду прижились именно те традиции, которые отражают позитивные изменения при активном участии родителей, которые произошли в системе ДОО. Систематическое применение традиций позволило создать необходимые условия для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников; обеспечить развитие личности дошкольников, повысить компетентность родителей в области воспитания. Наша основная цель в работе с родителями заключается в том, чтобы создать условия в ДОО для повышения эффективности участия родительского сообщества в воспитательной деятельности образовательной организации. Задачи:
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Сейчас педагоги ищут новые формы отношений с родителями — это сотрудничество и взаимодействие. И эти новые формы взаимодействия, побуждают родителей к взаимоотношениям с детьми с позиции любящего наставника и друга ребенка. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. С целью активного вовлечения законных представителей в образовательную деятельность мы используем формы, предполагающие обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями — создание и реализация образовательных проектов;
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:
В каждой возрастной группе в нашем ДОО сложились особые традиции. Младший дошкольный возраст. Каждый год мы встречаем малышей с особым трепетом и волнением. Впереди педагогов, родителей и их малышей ждет достаточно сложный адаптационный период к условиям детского сада. И в этот период необходима помощь воспитателей, специалистов детского сада не только детям, но и их родителям. В связи с этим актуальной формой работы в данной возрастной группе стало приглашение специалистов ПМПК центра «Радуга» для помощи родителям. Это новшество переросло в добрую традицию. Каждый год для вновь поступивших родителей специалисты – детский психолог, невропатолог, педиатр – дают родителям ценные советы по адаптации детей к условиям ДОУ. На этих встречах родители могут задать актуальные вопросы, получить консультацию, записаться на консультации. Также на этой встрече выступают педагоги — стажисты, которые делятся положительным опытом работы по данной теме. Эта традиция называется «Хорошо нам, когда мы вместе» и реализуется в форме лекция – беседа. Такая же встреча организуется в конце года. Педагоги показывают результаты успешной адаптации, демонстрируют видео – презентацию «Наш день в детском саду», где видно, что детский сад стал для каждого ребенка уголком семейного тепла и доброты. Средний дошкольный возраст. «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника, особенно дошкольника среднего возраста. Очень важно своевременно донести до родителей мысль о том, что ребенок развивается именно в игре, приобретает коммуникативные навыки, расширяет свой эмоциональный и познавательный опыт. В своей работе с родителями мы не только знакомим представителей воспитанников со значением игры, но и активно вовлекаем родителей в игровую деятельность своих детей. Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых. А родителям очень важно бывает увидеть, что их ребёнок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией! Родителям необходимо видеть успехи детей, чтобы поддержать их, помочь им сформировать правильное представление о своих способностях. В этом направлении нам помогает такая форма работы как семинар – практикум «Семейная игротека». Задачи данного направления:
Оригинальным подходом к развитию данной традиции мы выбрали такую новую технологию взаимодействия как «квест – игра». Квест — это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. Многообразие возможностей делает квест одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО, а также побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. А главное увлечены все и дети, и взрослые, и педагоги. Тематика квестов, реализованных в средней группе:
Результаты работы в ходе применения такой формы как «квест – игра»:
Старший дошкольный возраст Характерной тенденцией нашего ДОУ является стремление к открытости, которая предполагает участие родителей в проектной деятельности. Законные представители наряду с педагогами ДОО принимают участие в создании условий для полноценного развития дошкольника, чтобы не упустить важнейший и ответственный период в развитии его личности. Исходя из этого, в нашем ДОУ сложилась традиция по организации детско – родительских проектов «Ужасно интересно то, что неизвестно». Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Цель: объединение усилий педагога и семьи в процессе развития свободной творческой личности детей. Задачи для педагога:
Для родителей:
Прогнозируемый результат. Педагог:
Родители:
Работа по проектной деятельности осуществляется в течение всего года. Тематика проектов разнообразна. Перед родителями ставится проблема, которая разрешается в ходе совместной работы. Нами были реализованы такие проекты как — «В стране снеговиков, «Что в имени твоем», «Хлеб всему голова», «Урал – наш край родной». Следует отметить, что данные проекты участвовали в конкурсах и завоёвывали призовые места. Дверь в искусство, которую открывает детский сад – это хороший способ гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, обогащение общения. Поэтому в подготовительной группе мы выбрали такую форму работы с родителями как мастер – класс. Мастер-класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя. Задачи, которые решает мастер класс:
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Мастер – класс проводится с периодичностью один раз в месяц. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер — класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения. На мастер — классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках, истории их возникновения, используется чтение стихов по теме. Далее показ способов изготовления и непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Именно то, что рядом с ребенком работает его надежный друг и помощник – мама или папа и является преимуществом мастер – классов. Мастер – класс для родителей по ознакомлению с народной куклой представлен в Представленные традиции детско – родительских мероприятий по разным возрастным группам показали успешность вовлечения родителей в учебно — воспитательный процесс нашей образовательной организации. Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
Мастер – класс с родителями Творческий проект «Ты и твое имя»
|