Опыт работы «Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Черных Ольга Евгеньевна | |||
17.06.2020 21:21 | |||
Опыт работы «Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада» Автор проекта: воспитатель I квалификационной категории- Черных Ольга Евгеньевна. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Паспорт проекта: Актуальность: Развивающая предметная среда детства — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Организуя предметную среду в групповом помещении, в раздевалках, должно учитываться всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональная сфера. Проблемная ситуация: Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Цель проекта: Создание предметно-развивающей среды, предоставляющей возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Задачи проекта:
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение Вид проекта: практико-ориентированный, творческий. Участники проекта: воспитатели группы №8, администрация. Продолжительность проекта: 1 месяц. Предполагаемый результат: обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды ДОУ. Предполагаемые результаты: Таким образом, созданная окружающая предметно — развивающая среда в группе будет играть большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. У детей будет формироваться эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Окружающая предметная среда обогатит детей новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной творческой самостоятельной деятельности, поспособствует интеллектуальному и социальному развитию дошкольников. Этапы работы над проектом: I. Организационно-подготовительный этап:
II. Основной этап:
III. Заключительный этап:
Возможные риски:
Пути преодоления рисков:
Презентация проекта:
Предварительная работа:
Направления дальнейшей организации предметно-развивающей среды в группе:
Концепция проекта: Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в ДОУ педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников? Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, реализованных в рамках проекта. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций. Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Деятельность педагога и детей строится на основе двух моделей организации образовательного процесса:
Среда в группе полифункциональная, она открывает для детей множество возможностей, охватывает все образовательные области, но в соответствии с возрастом детей в ней сделаны некоторые акценты. Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности? Мы видим решение этой проблемы в организации идеальной модели предметно-развивающей среды. Организационные условия:
|