СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Занятия с детьми | |||
Автор: Степанишина Ирина Павловна | |||
09.11.2019 21:27 | |||
СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игровая деятельность — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Осознавая, что игровая деятельность — не настоящая жизнь, дети тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится непосредственно в игровой деятельности, т. к. игровая деятельность составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.. Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе игровыми (в соответствии со спецификой программы). Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников. В игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра, так сказать, является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Вопросы организации игровой деятельности старших детей дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения. Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, практическое решение проблемных ситуаций и непосредственно разработка методик. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игровой деятельности, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Воображение – это своеобразное мысленное построение (представление) продукта деятельности еще до его возникновения, а также создание программы поведения в том случае, где спорная ситуация характеризуется неопределенностью. Многие задаются вопросом о том, зачем нужно дошкольнику развивать воображение и творчество, если логически оно должно быть ярче и оригинальнее, чем у взрослого. Однако эта теория ошибочна. По утверждению психологов, детское воображение развивается постепенно, накапливая определенный опыт, поэтому абсолютно все образы воображения мы получаем из опыта реальной жизни, и какими бы причудливыми они ни были, они основываются на этих представлениях. Развитие детского творческого воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. Это, прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Самые первые признаки воображения можно заметить уже после полутора лет, когда ребенок рассматривает картинку и начинает узнавать изображенный предмет, потому что рисунок — это все-таки только знак реального предмета, его заместитель, а воображение здесь достраивает то, что не совсем соответствует действительности. В заключение напомню замечательные слова А.С. Макаренко: «Игровая деятельность имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игровой деятельности. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
|