Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».
Занятия с детьми
Автор: Ячменева Анна Вячеславовна   
23.12.2018 01:34

Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».

Загадки – это объект изобретательства. Они появились очень давно, и всегда были проверкой не только знаний человека, они требовали внимания, наблюдательности. Умение видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. Требовали способности воспринимать окружающий мир образно. Зачем загадывают и отгадывают загадки? Потому что детям нравится раскрывать тайны. Обучение детей отгадыванию загадок я начала не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. На своем мастер классе я хочу показать и дать возможность практически опробовать некоторые игры и игровые упражнения, которые я использую в своей работе с детьми. А поможет нам в этом технология ТРИЗ.

Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».

Цель: ознакомление детей с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Задачи:

  1. учим детей систематизировать предметы по некоторым признакам.
  2. учим детей расшифровывать информацию о наличии или отсутствии у предметов определенных свойств.
  3. учим детей выделять части внутри целого, создавать образы на основе схематического изображения.
  4. формируем быстроту мышления- реакцию на слово, учим выявлять свойства предметов.
  5. учим детей находить ближайшее окружение объекта.
  6. научиться видеть функции предметов- главные и второстепенные, явные и скрытые.
  7. развиваем у детей ассоциативное, образное мышление, учим сравнивать предметы и явления

Приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Город загадок. (Слайд № 1) Но перед экскурсией давайте сделаем небольшую разминку, разгадаем хитрые загадки, которые лежат у вас на столах.

  • Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
  • У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Жучка. Сколько детей у мамы?
  • На столе стояло пять стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
  • Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?
  • У девятилетнего мальчика была кошка с хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом. А мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. А зернышко было единственное. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?
  • Мама уронила поднос, на котором стояли две чашки с цветами, две в горошек, две с ягодками. Сколько стало чашек?

Свернем на загадочную дорогу, которая приведет нас в Город загадок. (Слайд № 2) Этот город заселен загадочными предметами, объектами. Жители города появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем. А в остальное время они прячутся в своих домиках, и от туда рассказывают нам о себе загадочные вещи.

Вот и первая улица, которая встретилась на нашем пути. (Слайд № 3) Это улица Самых простых загадок. В первом домике этой улицы живут предметы круглой формы, назовите жителей этого дома. (например: мячик, солнце, пуговица и т.д.) Во втором доме (Слайд № 4) живут объекты красного цвета, назовите жителей этого дома (например: флажок, яблоко, помидор, платье и т.д.) В третьем доме (Слайд № 5)тонкие предметы, назовите жителей этого дома (например: иголка, соломинка, листик и т.д.) А в последнем доме (Слайд № 6) маленькие, назовите жителей этого дома. (например: бусинка, снежинка, горошина и т.д.)

Продвигаемся дальше на улицу Загадок без слов (Слайд № 7). На этой улице живут геометрические фигуры блоки Дьенеша. Давайте попробуем отгадать с помощью карточек со знаками, какие фигуры живут в этих домах. Вот эти карточки. (Слайд № 7 и 8). Перед вами корзинки с блоками Дьенеша. Выберите загаданную фигуру в соответствии с данной схемой. (Слайд № 9). По схеме мы видим, что эта фигура большой желтый круг. (Аналогично обсуждаются слайды №9, 10, 11, 12. 13, 14).

Мы подошли к Улице Неоконченных картин (Слайд № 15). Проходил как то по городу ленивый художник. Видит, стоят пустые дома, специально построенные для еще не придуманных загадок. «Дай- ка, -думает -нарисую загадки и поселю их в домики. Начал он рисовать, но лень ему стало, бросил начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому домику, там работу начал, да не закончил. Так “не дорисовал” ленивый художник целую улицу. (Слайд № 16). Вот перед вами эти незаконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Попробуйте придумать, что он хотел нарисовать и закончите его рисунок. Какая загадка спрятались в вашем доме?

А вот и следующая улица нашего города. Она называется Улица Величины. (Слайд № 17). Отгадайте загадку, что бывает сначала маленьким, а потом большим? (например: ребенок, растение, сугроб, мыльный пузырь, снежный ком, лужа во время дождя).

А что бывает сначала большим, а потом маленьким? (Слайд № 18). (например: леденец, сахар в чае, мыло, карандаш, обувь и одежда когда становятся малы, самолет когда улетает).

А что бывает то большим, то маленьким? (Слайд № 19). (например: волна, складная мебель, надувная игрушка, резинка, ручка — указка).

Вот мы подошли к улице Загадочных мест. (Слайд № 20). Предметы на этой улице имеют свой способ прятаться. На этом домике написано: огород, магазин, хозяйственная сумка, салат. Смотрите, домик довольно большой. Здесь, наверное, не один загадочный предмет поселился. Попробуем отгадать жильцов дома (в этом доме живут овощи). (Аналогично обсуждаются слайды № 21, 22, 23)

Следующая улица называется Улица Загадочных дел. (Слайд № 24). Названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например, для чего нужна расческа?; скрепка?; будильник?; указка?. А если придумать по этому же принципу названия другим вещам –выйдут загадки. Что такое затемнялки? – шторы, освещалка? – лампочка, усыплялка?, гляделка?, цеплялка?, читалка?, варилка?, писалка?.

На улице Сказочных героев (Слайд № 25) предлагаю вам немного размяться. Разделитесь на команды по три человека. Каждая команда получает задание- загадать героев сказок ни говоря ни слова, одними только жестами, движениями. Выберите себе одну из предложенных сказок: Репка. Красная шапочка. Три поросенка. Заюшкина избушка. Гуси- лебеди.

Вот мы и подошли к Загадочной улице. (Слайд № 26).

Модель составления загадок с использованием сравнения -символическая аналогия. (Слайд № 27).

  • выбираем объект. Например: цыпленок.
  • выделяем его свойства, какой: желтый, пушистый, легкий.
  • находим аналогичные свойства у других предметов.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год