Мастер – класс для педагогов «Экспериментальная деятельность дошкольников через сказку» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Сергань Светлана Владимировна | |||
08.10.2021 08:57 | |||
Мастер – класс для педагогов «Экспериментальная деятельность дошкольников через сказку» Материал и оборудование: на каждого педагога: поднос, бутылочка с водой, шаблоны цветов, карандаши, емкость для выполнения опыта, по 3 стаканчика емкостью 100 мл, 1 большой стакан, 6 одноразовых ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, пищевые красители, палочки для смешивания раствора, бумажные конусы, шипучие таблетки, ключ, магнит, спички. Ход: Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Дети очень любят играть и слушать сказки, а чтобы легче воспринимать и понимать новую информацию можно предложить им проводить опыты в виде сказки Ш. Перро «Золушка».
В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Опечалилась Золушка, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь? Задание первое: «Оживить засохшие цветы». К корзиночках лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру вниз. А лепестки маленьких лютиков заверните так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка. А теперь поместите лотосы на поверхность воды налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх. Что мы видим? Буквально на наших глазах лепестки цветовначинают распускаться. Почему? Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются. Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Золушка увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться. Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Золушка побежала домой, но вдруг у неё из рук выпал ключ в лужу. Как теперь ей достать ключ не замочив рук. (использование магнита). Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа. После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук. Какой вывод мы можем сделать? Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду. Тут подул сильный ветер и разбил лампу в доме Золушки. Как помочь Золушке сделать «лавововую лампу»? Возьмем один маленький стакан, нальем в него воды, добавим пищевой краситель, добавляем ложечку соли, хорошенько все перемешаем. Берем второй стаканчик, наливаем в него из кувшинчика растительное масло. Масло должно быть столько же, сколько цветного раствора. Раствор из первого стаканчика еще раз перемешаем и переливаем в большой стакан. А теперь берем конус, прислоняем его к внутренней стенке стакана под наклоном и аккуратно переливаем масло в большой стакан так, чтобы масло стекало по стеночке стакана. Не торопитесь вынимать конус, пусть масло с него все стечет в стакан. А теперь попробуем оживить лампу при помощи волшебных таблеток. Волшебную таблетку достаем из упаковки, опускаем таблетку в стакан. Как Вы думаете, почему у всех получился разный эффект от добавления таблетки в раствор? Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили, отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителеми солью), а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло). Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла. Смесь жидкостей, которые несмешиваются, называется — эмульсия. Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
|