Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые методы развития детей раннего возраста
Занятия с детьми
Автор: Бритвина Анастасия Викторовна   
15.07.2018 21:26

Игровые методы развития детей раннего возрастаИгровые методы развития детей раннего возраста

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Комплексное воздействие на ребёнка – основа успешной коррекционной работы в раннем возраста.

В нашем Центре не так давно открылась Служба Ранней Помощи. Служба создана для раннего вмешательства в развитие ребёнка и его последующую успешную игровую и учебную деятельность. Большой плюс нашей Службы – совместная деятельность специалистов (логопед, дефектолог, психолог, массажист педиатр и тд). Обращаясь к нам, ребёнок получает разностороннюю помощь. Специалисты нашего Центра в комплексе воздействуют на ребёнка – групповые консультации для родителей, занятия с разу с несколькими специалистами, педиатрическая помощь.

В данной статье мы приведём примеры совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-дефектолога с детьми раннего возраста.

Деятельность учителя-логопеда

 

Конечно, логопед затрагивает меньший, чем дефектолог, спектр задач. Однако, эти задачи не менее важны для успешного развития ребёнка. Логопеду необходимо:

  • научить ребёнка понимать обращенную речь
  • сформировать основы фонематического слуха
  • взывать у ребёнка осознанную речь.

В своей работе я использую такие игры и упражнения:

  1. Для развития правильного речевого выдоха можно предложить ребёнку сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумаги. Сдуть со столы шарики разных размеров. Задувать на резком выдохе пламя свечи. Поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты на длительном выдохе. Дуть в дудочку. Надувать мыльные пузыри.
  2. Для развития слухового внимания и фонематического слуха логопед выполняет следующие игры-упражнения: определить на слух какая игрушка звучит, определить место звучания игрушки, учить различать бытовые звуки, перемещать предметы по заданию.
  3. Для развития экспрессивной речи необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть.

Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.

Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Неваляшка.

Динь-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон.

Дети раскачиваются на прямых ногах

Слышен он со всех сторон.

из стороны в сторону

Дили-дили-дили-дон.

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь.

Ритмично похлопывать кистью о кисть руки

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь.

Ритмично похлопывать по коленям

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой

Движения по полу кистями рук

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой.

Пальцы в замок.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал.

Постукиваем одним указательным пальцем по коленке

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал

Быстро стучать указательными пальцами двух рук

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

по коленям.

Можно еще поиграть в игру «Волшебный мешочек». Для этого нужно рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Любят игру дети «Домики». Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".

У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

Если на занятии присутствует мама, то можно собрать с ребёнком букет для мамы Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

Хорошо дети выполняют манипуляции с игрушками. Для этого можно предложить одеть куклу на прогулку. Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?

Игра «Собери игрушки». Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

Деятельность учителя-дефектолога.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы. Поэтому учитель- дефектолог в службе ранней помощи решает следующие задачи:

Коррекция нарушенного и искаженного развития ребенка, профилактика вторичных нарушений развития.

Формирование представлений о себе, других, окружающем мире.

Адаптация ребенка в коллективе сверстников.

Подготовка ребенка с нарушениями психического развития (риском нарушения) к обучению в дошкольном учреждении.

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком. Формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания.

В работе с малышами я использую;

Игра на подражание

«Раз-два-три, посмотри: это — я, это — ты». Взрослые помогают тем детям, которые не могут сами показать на себя или другого.

Игра с мыльными пузырями. Педагог выдувает пузыри, привлекая к ним внимание детей: «Маша, смотри!» Дети наблюдают за летящими пузырями, могут ловить их, дуть и т. д. Педагог может предложить выдуть пузырь тем детям, кто может или учится дуть.

Сенсорная игра

«Черепаха».

Педагоги стучат по полу сами и помогают это делать детям. Если дети не прячут ручки, ножки и т. д. от «черепахи», взрослые щекочут их за названные части тела, дожидаясь ответной эмоциональной и двигательной реакции.

«Волшебный мешочек»

Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди. Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день на занятии теме (например, виды транспорта).

«Гули-гули-гули-гоп»

Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание.

Гули-гули-гули-гоп.

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп-хлоп.

Гули-гули-гули-гоп.

Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка — хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам.

«Еду, еду к бабе, к деду»

Ритмическая игра с ярким изменением темпа.

Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке, в красной шапке,

В лапоточках,

По кочкам, по кочкам,

В ямку — бух!

Педагог читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз.

«Одеваем куклу»

Игра по правилам. Расширяет представления об

окружающем мире, позволяет тренировать мелкую моторику (застегивание пуговиц, молний, шнуровка). Ведущий достает куклу и одежду для нее (по сезону).

Каждому из играющих дается предмет одежды, дальше все по очереди одевают куклу.

Вариант — если игра проводится в группе, в которой

дети не могут сами одевать куклу, то их задачей становится выбрать и подать ведущему нужный предмет одежды

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год