Игровые методы развития детей раннего возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Бритвина Анастасия Викторовна | |||
15.07.2018 21:26 | |||
Игровые методы развития детей раннего возраста Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Комплексное воздействие на ребёнка – основа успешной коррекционной работы в раннем возраста. В нашем Центре не так давно открылась Служба Ранней Помощи. Служба создана для раннего вмешательства в развитие ребёнка и его последующую успешную игровую и учебную деятельность. Большой плюс нашей Службы – совместная деятельность специалистов (логопед, дефектолог, психолог, массажист педиатр и тд). Обращаясь к нам, ребёнок получает разностороннюю помощь. Специалисты нашего Центра в комплексе воздействуют на ребёнка – групповые консультации для родителей, занятия с разу с несколькими специалистами, педиатрическая помощь. В данной статье мы приведём примеры совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-дефектолога с детьми раннего возраста. Деятельность учителя-логопеда
Конечно, логопед затрагивает меньший, чем дефектолог, спектр задач. Однако, эти задачи не менее важны для успешного развития ребёнка. Логопеду необходимо:
В своей работе я использую такие игры и упражнения:
Мы шагаем по мосту Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. Дети шагают по кругу Та–та–та, та-та-та, ах какая высота. Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты. Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат. Неваляшка. Динь-дон, дили-дон, Что за странный перезвон. Дети раскачиваются на прямых ногах Слышен он со всех сторон. из стороны в сторону Дили-дили-дили-дон. Дождик. Майский вдруг закапал дождь. Ритмично похлопывать кистью о кисть руки Кап-кап-кап-кап. И по лужам ты идешь. Ритмично похлопывать по коленям Так-так-так-так. Ветер шелестит листвой Движения по полу кистями рук Ш-ш-ш-ш. Спрятал кудри под травой. Пальцы в замок. Тш-тш-тш-тш. Дождь сильнее застучал. Постукиваем одним указательным пальцем по коленке Тук-тук-тук-тук. Скоро дождик ливнем стал Быстро стучать указательными пальцами двух рук Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. по коленям. Можно еще поиграть в игру «Волшебный мешочек». Для этого нужно рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить. Любят игру дети «Домики». Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой". У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны), А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени). Если на занятии присутствует мама, то можно собрать с ребёнком букет для мамы Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки. После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»). Хорошо дети выполняют манипуляции с игрушками. Для этого можно предложить одеть куклу на прогулку. Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем? Игра «Собери игрушки». Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина? Была у мамы Маша, Дочка-растеряша. Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять. Мяч куда-то закатился, Мишка с полочки свалился. С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем. Деятельность учителя-дефектолога. У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы. Поэтому учитель- дефектолог в службе ранней помощи решает следующие задачи: Коррекция нарушенного и искаженного развития ребенка, профилактика вторичных нарушений развития. Формирование представлений о себе, других, окружающем мире. Адаптация ребенка в коллективе сверстников. Подготовка ребенка с нарушениями психического развития (риском нарушения) к обучению в дошкольном учреждении. Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком. Формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания. В работе с малышами я использую; Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это — я, это — ты». Взрослые помогают тем детям, которые не могут сами показать на себя или другого. Игра с мыльными пузырями. Педагог выдувает пузыри, привлекая к ним внимание детей: «Маша, смотри!» Дети наблюдают за летящими пузырями, могут ловить их, дуть и т. д. Педагог может предложить выдуть пузырь тем детям, кто может или учится дуть. Сенсорная игра «Черепаха». Педагоги стучат по полу сами и помогают это делать детям. Если дети не прячут ручки, ножки и т. д. от «черепахи», взрослые щекочут их за названные части тела, дожидаясь ответной эмоциональной и двигательной реакции. «Волшебный мешочек» Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди. Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день на занятии теме (например, виды транспорта). «Гули-гули-гули-гоп» Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание. Гули-гули-гули-гоп. Сели Машеньке на лоб. Крылышками хлоп-хлоп. Гули-гули-гули-гоп. Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка — хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам. «Еду, еду к бабе, к деду» Ритмическая игра с ярким изменением темпа. Еду, еду к бабе, к деду, На лошадке, в красной шапке, В лапоточках, По кочкам, по кочкам, В ямку — бух! Педагог читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз. «Одеваем куклу» Игра по правилам. Расширяет представления об окружающем мире, позволяет тренировать мелкую моторику (застегивание пуговиц, молний, шнуровка). Ведущий достает куклу и одежду для нее (по сезону). Каждому из играющих дается предмет одежды, дальше все по очереди одевают куклу. Вариант — если игра проводится в группе, в которой дети не могут сами одевать куклу, то их задачей становится выбрать и подать ведущему нужный предмет одежды
|