Развитие социальной компетентности у старших дошкольников. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Гончарова Ирина Ивановна | |||
02.06.2018 19:31 | |||
Развитие социальной компетентности у старших дошкольников. Гончарова И.И Важным составляющим дошкольного детства является развитие такого качества у ребёнка как социальная компетентность. Согласно И.А Зимней «социальная компетентнocть – это собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности, личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к деятельности». [1; 16]. Социальная компетентность и методы её развития изучаются педагогами и психологами (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, и др.) [2; 54]. Исследователи отмечают, что социальная компетентность имеет свои особые характеристики в зависимости от возраста человека. Старший дошкольный возраст примечателен тем, что в этот период ребёнок старается максимально соответствовать образцам взрослых. И главное при этом создать ситуацию положительного примера, так как он послужит основой для дальнейшего формирования мировоззрения и способов поведения дошкольника в будущем.
Несформированность умения правильно поступать в той или иной ситуации пагубно влияет на дальнейшею социализацию личности. Вот почему мы так часто наблюдаем проявление агрессивности, жестокости в современном мире. Такие последствия имеют свои истоки из детства, когда закладывались основы поведения в будущем. Социальная компетентность в детском возрасте предполагает умение сочетать свои биологические ритмы с социальными ритмами. Развитие данной способности у ребёнка должно проходить с непосредственной помощью взрослого. Необходимо проводить беседы с дошкольниками о правилах поведения в обществе, об этикете речевого общения. Играя, можно создавать типичные проблемные ситуации и вместе с детьми находить способы их решений. Акцентировать внимание также стоит на эмоциональном фоне общения. Важно научить ребёнка старшего дошкольного возраста понимать настроение других людей, внимательно слушать собеседника, спокойно реагировать в случае конфликта. Основные задачи детского сада для развития социальной компетентности воспитанников:
Достаточно эффективны в формировании социальной компетентности у старших дошкольников совместные практикумы по созданию творческого продукта. Данный вид деятельности способствует взаимодействию в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», развивается умение находить компромисс. Например, можно организовать совместную деятельность группы детей (допустим, при изготовлении аппликации по образцу), в которой отдельные части работы будут выполняться разными детьми, затем их объединяют в единый продукт. У дошкольников возникают положительные эмоции в момент соединения отдельных частей в красивый предмет. Таким образом, совместная деятельность побуждает ребёнка больше общаться, помогать друзьям, учит ценить труд людей. Организация всевозможных праздников с фотовыставкой, с совместным участием всех детей и их родителей также благотворно влияет на развитие социальной компетентности старших дошкольников. Праздники вдохновляют ребенка, дополняют его знания об окружающем мире, побуждают к творчеству. Совместная деятельность всех участников праздника даёт уникальные возможности для развития партнёрских отношений, установления доверительного контакта между ребёнком и социумом. Именно на праздниках дети учатся играть друг с другом и не ссориться. А продумывая праздничную программу вместе с детьми, мы учим их планированию своих действий, заботе друг о друге. Литература
|