Картотека "Игры ТРИЗ" (80 карточек) |
Занятия с детьми | |||
Автор: Лосева Валентина Васильевна | |||
13.12.2017 00:42 | |||
Картотека "Игры ТРИЗ" (80 карточек) Игры на формирование умения выделять функции объекта «Что умеет делать» (проводится с середины 2 младшей группы) Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры: Воспитатель: Что может слон? Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает
Игры на формирование умения выделять функции объекта «Дразнилка» (проводится с середины средней группы) Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Ход игры: Воспитатель: Кошка. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище. Игры на формирование умения выделять функции объекта «Мои друзья» (проводится с начала средней группы) Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок. Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира. Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк). Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.). Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.). Игры на определение линии развития объекта «Чем был – тем стал» (проводится с начала средней группы) Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют … Ход игры: При уточнении понятия относительности размера Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим. Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем. Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя. Игры на определение линии развития объекта «Раньше – позже» (проводится со 2 младшей группы) Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. Игры на выявление подсистемных связей «Где живет?» (проводится со 2 младшей группы) Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов. Ход игры: Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! Воспитатель: Где живет медведь? Дети: В лесу, зоопарке. Воспитатель: А еще? Дети: В мультиках, в книжках. Воспитатель: Где живет собака? Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.
|