Развитие умственных способностей детей через развивающие игры. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Ершова Ирина Леонидовна | |||
12.12.2017 05:38 | |||
Развитие умственных способностей детей через развивающие игры. Актуальность выбранной темы определяется тем, что на современном этапе существенно изменились подходы к проблеме воспитания и обучения дошкольников. Активно ведется поиск эффективных средств, учитывающих возрастные, индивидуальные особенности, средств развития детей. Акцентируется внимание на развитие познавательных особенностей, познавательной деятельности в единстве с формированием системы знаний, средств и способов умственного развития дошкольников. Одним из средств умственного развития, является игра. Играми нового типа, являются развивающие игры. Цель. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры. Задачи.
Теоретическая часть.
Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ работа по развитию умственных способностей детей Строится на:
Содержание программы — познавательное развитие. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознание; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных особенностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Одним из средств умственного развития детей является игра. В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра – один из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре проявляются все стороны личности: познавательные, социальные и другие; формируются психические процессы: память, восприятие, внимание, воображение, мышление. Обучение через игру для самых маленьких способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает не умственно, не физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. в интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к математике с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний. Эту проблему исследовали Б.П. Никитин, З.М. Богуславская, З.А. Михайлова, В.В. Воскобович, и другие. В их работах подтверждено мнение, что развитие способностей надо развивать как можно раньше, и главное, что для развития способностей нужна другая методика общения с ребенком. Нужны игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс и создающий свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими являются развивающие игры. Развивающие игры стали популярны в связи с реорганизации всей системы образования, когда игра стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Развивающие математические игры, согласно общей классификации игр, предложенной П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым, относятся к интеллектуальным, результативным, абстрактным. Они характеризуются большой умственной активностью, являются интеллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве средства обучения детей. К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающим и доступной ребенку-дошкольнику деятельности исследователи относят обычно следующее:
Благодаря таким универсальным качествам развивающих игр на современном этапе возрос интерес к их использованию. З.А. Михайлова предложила следующую классификацию:
Обобщенный анализ исследований и разработок позволил выделить педагогические условия развивающих игр:
В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематического рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур и т.д. Ребенку в процессе игры удобно осуществлять как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата. Развивающая игра способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности. Технологическая часть. Из огромного многообразия игр в своей работе я использовала небольшое их количество. Одна из них «Логические блоки Дьенеша»: Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К этим действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование, декодирование, а также логические операции «не, и, или». Используя блоки можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Т.к. логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач. Все игры можно разделить на 3группы:
Начинать работу следует с установления на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. После этого необходимо организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Важно не передерживать ребенка на определенной ступени, а также не давать преждевременно очень сложные игры и упражнения, иначе интерес к занятиям исчезает. Предыдущий выпуск показал, что использование данных игр позитивно повлияло на развитие логического мышления детей из диагностических данных виден хороший уровень подготовки детей к школе. Игры использовались в совместной, самостоятельной деятельности и индивидуальной работе. Хочется отметить, что интерес к играм у детей не угасал, были попытки придумать свои игры и упражнения. Кроме «Блоков Дьенеша» использовались: палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина, В.В. Воскобовича, А.А. Столяра и др. Т.е. систематически используя весь этот материал можно превратить знакомство с математическими представлениями в увлекательное интеллектуальное путешествие. Итоги освоения содержания образовательной области познание. Достижения ребенка:
Вызывает озабоченность:
Анализ результатов проводится по следующим показаниям:
Приложение. Результаты диагностики развития детей по математике.
|