Проект "Расту культурным" |
Занятия с детьми | |||
Автор: Коробкова Ирина Антоновна | |||
28.09.2017 19:47 | |||
Проект "Расту культурным" Тематический проект способствовал: у детей:
у педагога:
у родителей:
Вид проекта: По направленности – тематический; По продолжительности – один месяц;
Участники – дети 5 – 6 лет, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители. Актуальность проекта: В современных условиях нашего мира высокий уровень развития способностей каждого ребёнка – неизбежная необходимость. Но низкий уровень культуры поведения, отсутствие знаний об элементарных правилах поведения в различных условиях замедляют рост развития способностей, умение общаться в любом виде сотрудничества. Поэтому необходимо создавать условия, при которых дети смогли бы постигать основы этикета, навыки культуры поведения и общения: правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли; вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбами; слушать и слышать другого; владеть силой голоса и различными интонациями, быть интересным собеседником; чувствовать себя непринуждённо во время разговора. Цели проекта: Повышение уровня коммуникативной компетентности детей через знакомство с речевым этикетом. Задачи: Способствовать формированию навыков этического поведения, поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; Способствовать развитию познавательного интереса к этическим правилам и нормам; Способствовать закреплению знаний детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях; Привлекать родителей к культурному воспитанию детей в семье. Прогнозируемые результаты:
Модель трёх вопросов: Что мы знаем? Нельзя перебивать, когда говорят и опрятный человек. Ваня К. Культура – это вежливость. Ваня В. Вежливость – это, когда надо здороваться, не кричать. Маша. Этикет – это такие правила поведения. Дима М. Культурное поведение – нельзя драться, обзываться, отбирать игрушки. Вероника. Что хотим узнать? Почему нужно здороваться? Ваня В. Как нужно вести себя детям? Катя. Хочу узнать, почему говорим слово «Здравствуйте»? Дима Б. Хочу узнать о добрых поступках. Маша. Что такое культура? Какие бывают добрые слова? Вероника. Где найдём ответ? У взрослых спросим. Дима С. В Интернете можно посмотреть. Катя. На занятии нам расскажут. Дима Б. У мамы спрошу, в телевизоре можно увидеть. Маша. У папы спрошу, в мультиках можно увидеть. Вероника. Развивающие вопросы:
Проблемные ситуации: Дима вышел из магазина и увидел свою воспитательницу, которая шла с незнакомой женщиной и разговаривала. «Здравствуйте, Ирина Ивановна, закричал он. Ирина Ивановна только покачала головой. Как вы думаете, что произошло, и почему Ирина Ивановна так поступила? Как поступили бы вы? Утром Мария Ивановна тихо беседовала в раздевалке с пришедшими детьми – Ваней, Олей, Костей, которые раздевались. В это же время в раздевалку вошла Катя и с порога закричала «Здравствуйте, Мария Ивановна!». Мария Ивановна тихо ответила Кате и её маме: «Здравствуйте» и пошла с ребятами в группу. Как вы считаете, всё ли в этой встрече утром, было правильно? Что бы вы изменили? Маша вошла в группу, в которой уже были дети, и громко поприветствовала всех словом «Здравствуйте», в ответ услышала только от Светланы Николаевны: «Доброе утро, Машенька». Дети только взглядом отреагировали на вошедшую Машу. Кто поступил неправильно, почему? Во время обеда Ваня опрокинул чашку, и компот пролился на рядом сидящего Диму. Ваня сидел и молчал. Людмила Петровна помогла Диме выйти из-за стола, переодеть мокрую одежду и строго посмотрела на Ваню. На что Ваня недовольно ответил: «Я же нечаянно!». Как бы вы поступили, если нечаянно уронили какой-либо предмет или что-то разлили? Что же нужно было предпринять Ване? Дети строились друг за другом, для того чтобы пойти на занятие ритмики. Прибежал Олег, растолкал детей и попытался встать впереди всех. Но его оттолкнула Вероника, которая уже стояла первой. Олег не удержался и упал на детей, стоявших сзади. Между детьми началась ссора. Кто в этой ситуации был не прав? Чем может закончиться такая ссора? Что нужно делать, чтобы не возникало таких ситуаций? Лена молча вошла в группу и тихонько села в стороне от детей. Никита закричал, что Лена забыла волшебные слова, но девочка, всё равно, была грустной, молчаливой. Сережа добавил, что Лена некультурная девочка. Дети продолжили игры и перестали обращать на Лену внимание. Кто в этой ситуации поступил неправильно? К Мишиной сестре пришла в гости подруга Аня. Миша дёргал Аню за косички и передразнивал. Девочка обиделась и ушла домой. Почему Аня ушла домой? Дети вместе с воспитателем ходили на экскурсию в «Музей Боевой Славы». Все внимательно слушали экскурсовода и тихо разговаривали между собой. Вдруг Ваня увидел пушку, громко закричал: «Пушка!» и побежал к ней. Светлана Владимировна строго посмотрела на Ваню, покачала головой и взяла его за руку. Почему Светлана Владимировна так поступила? Саша ехал в автобусе и рассказывал маме о том, чем он был сегодня занят в детском саду. Свободных мест в автобусе не было. На следующей остановке вошёл седой дедушка, и мама предложила Саше уступить место дедушке. Но Саша ответил маме, что он ведь маленький, а дедушка взрослый, вот пусть и стоит. Отвернулся к окну и продолжал сидеть. Мама встала, извинилась перед дедушкой, взяла Сашу за руку и прошла на заднюю площадку автобуса. Кто был прав в этой ситуации, почему? Нарядная. Оживлённая женщина входит в автобус. Увидев её, девочка поднимается: - Садитесь, пожалуйста! - Ну что ты… Спасибо… Не надо… - Садитесь, садитесь, бабушка! Почему погасло оживление на лице женщины? Костя сделал скворечник и позвал Вову. - Посмотри, какой птичий домик я сделал! Вова присел на корточки. - Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, — робко сказал он, — сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю. - Ладно, – согласился Костя. – Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник. В.Осеева. Почему Костя не согласился делать скворечник в обмен на планер? Вова пришел на день рождения к своим знакомым. Но среди гостей очень мало ребят, которых он знает. Всем весело, а он чувствует себя неловко. И за столом случается такое: Вова пил чай и случайно опрокинул на себя чашку. Чай пролился ему на брюки и на скатерть. - Да, парень… — сказал осуждающе кто-то из гостей. Подошёл хозяин: - Как же это ты? Мальчик вконец смутился и выбежал из комнаты. Найдите ошибки в поведении хозяина и его гостей. Вовлечённость семьи в тематический проект: Анкетирование: «Общение в семье» «Моя воспитательная система» Шпаргалки для родителей: «Что такое этикет и откуда он взялся?» «Манеры и этикет детей в доме» Круглый стол: «Расту культурным» Консультации: «Телефонный этикет» «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом» Образовательная область Содержание Социально-коммуникативное развитие Ситуация общения: «Почему нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми и как остаться вежливым?» «Почему нельзя принимать угощения от незнакомых людей?» Игровые ситуации: «Мы приходим в детский сад» «На приёме у врача»; «Моя модная причёска – я в салон красоты» «У меня зазвонил телефон…» «Случай в автобусе…». с/р игры – «Семья», «Покупки в магазине», «Салон красоты» Ситуация общения: (по иллюстрации) «Как нужно было поступить мальчику проходя мимо соседей?»; Объяснение пословиц: «Вежливости открываются все двери», «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Сперва подумай, а потом говори». Самообслуживание: складывание одежды в шкафчиках, на стульчиках; определение вещей для просушки. Трудовые поручения: сервировка стола (дежурство), уборка снега с участка. Познавательное развитие Просмотр мультфильма о Лунтике. н/и «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото вежливости», «Оцени поступок», «Азбука безопасности», «Этикет», Как правильно себя вести». Рассматривание иллюстраций в «Азбуке вежливости», «Расту культурным». ФЭМП: кол. и пор. Счет в пределах 10; сравнение рядом стоящих чисел; ориентировка во временных представлениях (сутки, неделя, времена года). Речевое развитие Т.А. Шорыгина «Вежливые сказки». В.Осеева «Волшебное слово», «До первого дождя»; С.Я. Маршак «Ежели вы вежливы»; А.Л. Барто «Любочка», «Шла вчера я по садовой»; В.В. Маяковский «что такое хорошо и что такое плохо»; Н.. Артюхова «Трудный вечер»; Л.Н. Толстой «Косточка», «Котёнок»; И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый»; стихи А.Усачёва. Художественно- эстетическое развитие Лепка: «Дети на прогулке»; Аппликация: «Узоры для коврика»; Рисование: «Мы играем», «Мы рисуем вместе» Конструирование: «Волшебный город» Физическое развитие Здоровье Утренняя гимнастика, физ. занятия, пальчиковая гимнастика, п/и, игры-соревнования, эстафеты Закаливающие мероприятия: одежда по погоде, прогулки, употребление чеснока и лука.
|