Экспериментальная деятельность в ДОУ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Горошилова Елена Панцофиевна | |||
02.05.2016 18:31 | |||
Экспериментальная деятельность в ДОУ Актуальность Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования. Цели:
Задачи:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методы:
Предметная среда:
Формирование представлений у детей:
Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности Вторая младшая группа Сентябрь Тема: Свойства песка Задачи: Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого. Материал: Ведерки, совки, вода, песок. Октябрь Тема: Игры с веерами и султанчиками Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха — это ветер. Материал: Султанчики, вертушки Ноябрь Тема: Звуки Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память. Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит. д. Декабрь: Тема: Ткань Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость; свойства ткани: мнется, рвется, намокает. Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех. Январь Тема: Древесина Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит. Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы. Февраль Тема: Бумага Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать. Материал: Предметы из бумаги. Март: Тема: Посадка лука Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет. Апрель Тема: Веточка Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы — поставленных в воду. Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой. Май Тема: Из чего сделаны предметы Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый. Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов. Июнь Тема: Солнечный зайчик Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности. Материал: Зеркальце. Июль Тема: Узнай по вкусу Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький. Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит. д. Август Тема: Запахи Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный. Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак. Литература
|