«Современные подходы к организации творческих игр дошкольников» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Курганникова Мария Валерьевна | |||
18.04.2016 21:37 | |||
«Современные подходы к организации творческих игр дошкольников» Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом. В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, принимает на себя реальные социальные роли, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку уменьшить существующие противоречия между своим стремлением быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.
Игра – это деятельность, которая протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов. Ребенок произносит слова “как будто” и оказывается совсем в другом мире – в космической ракете, в бушующем океане... Ребенок верит, что он находится в волшебном мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится “здесь и сейчас”. Игра – деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещены символами – предметами или действиями, замещающие реальные. Возможность использования в своей деятельности символов – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит в игре. Игра несет в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Проанализировав выбор сюжетов и ролей, я отметила, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются не только традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени, но и появляется много новых игровых ролей. Это и Бэтмен, и человек-паук, и другие герои мультфильмов и кинофильмов. Но также мною было отмечено появление в игре детей новых отрицательных персонажей, антигероев (зомби, вампиры и др.). Я связываю это с характерной особенностью субкультуры современного детства, которая формируется под влиянием средств массовой информации, доступности различных компьютерных игр, да и просто невнимания взрослых к тому, чем заняты их дети, какие фильмы и телевизионные передачи ни смотрят. Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и не развивающая игрушка — характерная примета нашего времени. Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше тех игрушек, которые популярны в данный момент, в детской субкультуре считается престижным. Самая предпочитаемая игра с игрушками у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. В творческих играх детей подготовительной к школе группы я принимаю косвенное руководство. Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре. Для этого я стараюсь обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. Я обеспечиваю ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов. Организация творческих игр связана с созданием развивающей предметно – игровой среды, в которой у нас представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием. Для того, чтобы эффективнее осуществлять косвенное руководство игрой, я наблюдаю за игровым поведением детей, изучаю возможности его развития, стараюсь определить, как пробудить активность и инициативу ребят. Для обогащения тематики творческих игр детей в нашей группе была пополнена предметно-развивающая среда. Были подобраны атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аэродром», «Морское путешествие». Дети с удовольствием помогали мне делать оборудование для игры, вносили свои предложения, которые оказались довольно креативными. Так у нас появился «центр управления полётами», «капитанская рубка», «лаборатория». Для обогащения содержания игр я использовала различные методы: рассказ, объяснение, показ презентаций, рассматривание иллюстраций, организацию целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы. После приобретения и систематизации знаний по темам «Аэродром» и «Морское путешествие» у детей значительно обогатились ролевые диалоги, появилась определённая свобода в ролевых действиях. Дети стали объединять несколько сюжетов в один, придумывать новое развитие игры. Дети очень тонко реагируют на то, вижу ли я, чем они заняты, замечаю ли их игру. Они очень чутки к моей реакции, и если я поддерживаю, одобряю их действия, активность детей возрастает, доброжелательные замечания, подсказки воспринимаются как должное. Я считаю, что работа воспитателя по развитию творческой игры дошкольников не должна ограничиваться лишь ᴨедагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности, в развитии инициативы, в обогащении образными художественными вᴨечатлениями важную роль играют и условия в семье. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы. Творческие игры содействуют ᴨереходу детского любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти и речи. В любой игре заложен огромный развивающий потенциал. Игра не только формирует личность ребенка, но и готовит его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому трудно переоценить значение игры в дошкольном детстве. МБДОУ «Детский сад №1» Подготовила: Курганникова Мария Валерьевна 2016
|