Семинар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна | |||
02.10.2016 11:59 | |||
еминар. Использование мнемотехники при реализации программы «Детство» в образовательном процессе. Цель: Стимулировать педагогов ДОУ к пополнению предметно – развивающей среды моделями, схемами для овладения дошкольниками способами получения необходимой информации. Повестка:
Поиск эффективных средств развития детей, выявление условий становления познавательной деятельности в дошкольном детстве является темой научных работ многих современных исследователей. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску — одна из основных задач программы «Детство». Программой предусматривается обогащение познавательного опыта дошкольников, расширение круга представлений, развитие умений решать познавательные и практические задачи через освоение развивающей среды, содержательное общение со взрослыми. В центре программы — ребенок-исследователь, экспериментатор, «открывающий» отношения и связи окружающего мира. Важно предоставить дошкольникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Известно, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы дей-ствий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми мнемотаблиц, мнемодорожек и активное участие в самостоятельной мнемотехнике.
Следует отметить, что недостаточно полно изучены соотношение реального и идеального в процессе познания, влияние стихийного опыта освоения модели на развитие умений использовать модель в деятельности, особенности освоения модели как средства знаково-символической деятельности. Недостаточно представлена в работах связь освоения модели как средства познания свойств и отношений предметов и средства знаково-символической деятельности. В теории педагогики рассматривается взаимосвязь познания и моделирования. Из этого следует необходимость более тщательного изучения возможностей их взаимодействия и взаиморазвития. Это положение стало темой исследования, основой которого послужили работы, рассматривающие возможности использования модели и моделирования как средства освоения определенного содержания и развития познавательной деятельности (Л. А. Венгер Н. И. Ветрова, Н. Н. Кондратьева, А. К. Матвеева, Н. И. Не помнящая и др.). Большой интерес представляли исследования особенностей становления моделирования как средства знаковой деятельности, этапов его развития. Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте вырастая из замещений в игре и продуктивных видов деятельности детей (рисование, лепка, конструировать и др.). Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы замещения реальных образов символами, что, проявляется в умении использовать таблицу в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее», некоторых правил использование мнемотехники, замещения содержания, видоизменения готовых таблиц. Освоение мнемотехникой в дошкольном детстве — сложный неравномерный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени — освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам, подойти к пониманию существенных связей, логических отношений между предметами и явлениями мира. Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать и использовать свойства предметов в практической деятельности. Дошкольник осваивает разнообразные способы исследования, становится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает. Эксперименты ученых с применением модели позволили изменить процесс освоения свойств и отношений детьми на всех ступенях познания, выделить больший объем свойств, повысить дифференцированность, обобщенность представлений. Если, не применяя модель, дети характеризовали предмет преимущественно по назначению, действиям с ним и размеру, вычленяя в среднем три признака, то при использовании модели — дорожки они высказывались о форме, шероховатости, размере, количестве, структуре, т.е. стали выделять более пяти признаков. Замечены изменения в установлении размерных отношений. Использование мнемотаблиц способствовало более точному анализу, различению фигур, выбору соотношений. Часть детей смогла самостоятельно выполнить задания, обращаясь к взрослому лишь за похвалой, поддержкой. Применение модели при группировке фигур позволило детям более успешно выделять, и удерживать основания для образования групп. Если до этого дети часто изменяли основания, группировали предметы по двум свойствам одновременно, переключались на игру, то при использовании модели они более успешно обследовали предметы, группировали их, поясняя свои действия педагогу. Аналогичные проявления были замечены и при решении простых логических задач. Возможности моделирования разнообразного содержания. Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели, вариативность форм проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяют:
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, исследовать предметы и модель. На фотографии № 1 Используемая литература:
|