Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социально – ориентированные игры для дошкольников
Занятия с детьми
Автор: Марьясова Татьяна Георгиевна   
02.03.2016 11:42

Социально – ориентированные игры для дошкольниковСоциально – ориентированные игры для дошкольников

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

 

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимают социально – ориентированные игры. Данные игры является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

Сегодня, как никогда, широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период ее особенно интенсивного развития в детстве она приобретает особое значение.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении внутреннего содержания.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В игре происходят освоение детьми социальных ролей, самореализация, приобретение социального опыта. Она увлекает и включает ребенка в новые для него отношения, выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Это делает игру универсальным средством социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. Таким образом, и ребенок и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называют «взрослыми играми для детей» или социально-ориентированными.

Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:

  • коллективный характер деятельности (включение в игру как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей
  • актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для обще-интеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста
  • педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу и благодаря этому помочь всему детскому коллективу)
  • уникальность (такая игра – не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя, по природе она «одноразовая», поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля (стиля обучения) решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника)

- направленность на формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка и, что немаловажно, единство содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников.

В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной и творческой.

Социально-ориентированные игры-упражнения распределяются по пяти группам (В. М. Букатов, А.П. Ершова, Е.Е. Шулешко):

  1. Для рабочего настроя – пробуждают у детей интерес друг к другу и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников; они вводятся в ходе какой-то совместной деятельности для ликвидации споров, негативных моментов, враждебности;
  2. Для социоигрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (например, ассоциации, счёт и т.д.);
  3. Для разминки-разрядки – помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях, при переключении с одного вида деятельности на другой;
  4. Для творческого самоутверждения – оказывают мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребёнка;
  5. Вольные игры (на прогулке) – их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижений.

Такая классификация достаточно условна, но она позволяет изменить отношение воспитателей к игре как виду социальной активности ребёнка.

Список игр:

  • соберемся вместе или деление на команды;
  • волшебная палочка;
  • кузовок;
  • туристы и магазин;
  • гусеница;
  • прогулка с компасом;
  • вот какая мама;
  • Магазин вежливых слов и т.д.

Благодаря использованию таких социально-ориентированных игр отношения детей и воспитателей выходят на иной уровень – доверительный, учитывающий желания и возможности детей – по отношению к взрослым, проявляющий позитивное сотрудничество и доброжелательность – по отношению к сверстникам. Их применение в педагогическом процессе качественно повышает эффективность взаимодействия воспитателей с детьми.

Список литературных источников

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. -Красноярск, 1999.
  3. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. Методическое пособие для педагогов. -Калуга: издательство «Адель», 1997.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
  6. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
  7. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В.М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
  8. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2012.
  9. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Взрослые» игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000.
  10. Усова А. Б. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год