Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественный труд |
Занятия с детьми | |||
Автор: Сездина Елена Борисовна | |||
28.12.2015 01:49 | |||
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественный труд Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученость (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.
И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческой деятельности. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Из всего многообразия видов изобразительного искусства я отдала предпочтение художественному ручному труду с детьми дошкольного возраста, так как оно обладает большим развивающим потенциалом. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдет способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой. В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. В своей работе столкнулась с такой проблемой, что у большинства детей моей группы были недостаточно развиты художественно – творческие способности, разработала перспективный план по художественному ручному труду «Город мастеров». Такая работа стала толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы действий, учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе образовательной деятельности художественного ручного труда заметила, что дети проявляют большую активность и работоспособность к нетрадиционным видам художественного ручного труда, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала. Уже со второй младшей группе детям нравилось работать с природным материалом. Природный материал — это самый доступный и интересный материал для детского творчества. Общение с природным материалом ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих «зрителей» подлинно художественный вкус. Поделки из природного материала – это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что создано из ее даров. Все что ребенок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Выполняя с детьми одно и тоже задание детские работы получались совершенно разные. Когда работа находилась на начальной стадии, я играла с ребятами в ассоциации. Например, «На что похоже», «Угадай – ка?». Все это способствует раннему развитию творческих способностей детей. Постепенно работу усложнила, предлагая детям соленое тесто. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Благодаря процессу работы с соленым тестом, развивала мелкую моторику пальчиков, массируя активные точки ладошек, что способствует улучшению работы всех органов, самочувствию ребенка. К тому же, соленое тесто несет, массу эффективных мотиваций, которые выступают как стимул к творчеству. К рождественскому празднику совместно с детьми изготовили из соленого теста елочки и, проявив свое творчество, раскрасили их; к пробуждению весны порадовали мам пушистыми вербочками; бублики и баранки сделали для куклы Кати; ягодки и грибочки – для белочки. Осознавая, что сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, осуществляла образовательный процесс в интеграции с образовательной областью «Познание», при этом дети смогли учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни. В средней группе я продолжала заинтересовывать детей изготовлением объемных фигурок из соленого теста и из бумаги, поощряла стремление к более точному изображению; учила украшать свою работу. Особенности возраста обуславливаются необходимость подкрепления художественно – творческой деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делали атрибуты к сюжетно – ролевым играм: «Кафе», «Магазин», «Дом». Из теста они изготовили батоны, калачи, печенье, сушки, торты, сами их раскрашивали и украшали. Работа с пластилином способствовала развитию фантазии, творческой индивидуальности детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы. Так постепенно у детей происходил переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняли их. Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно – творческая деятельность, новое современное направление свит – дизайн стало одним из увлекательнейших направлений в работе с детьми. Сегодня для детей свит — дизайн — это новый сладкий материал, с которым они с удовольствием мастерят разные поделки, составляют композиции из кондитерских изделий, в частности из конфет. Самые простейшие поделки из конфет, новогодние елочки сделали со своими детьми к Новому году, тортики подарили своим мамочкам к празднику — Дню Матери, к 8 марту изготовили куколок. Детям очень понравилось заниматься новым интересным делом. Подарки, сделанные своими руками, – вот наилучшее проявление заботы и внимания, в котором нуждается каждый человек. В подготовительной группе перешла к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы использовала натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно знакомились с новыми техниками работы по ручному труду: изготовление поделок из компьютерных дисков, ватных дисков, одноразовой посуды, флористикой, игрушек из помпонов, а так же свит – дизайн. Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах. Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя не редко свои оригинальные приемы решения творческие задания. Для родителей провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать детское творчество?», «Чудеса своими руками», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Игры – забавы для малышей». Работы своих детей родители могли видеть на выставках. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности, что давало им толчок к новым поискам, открывало просто для творческой деятельности. Мои воспитанники ежегодно участвуют в разных конкурсах, где занимают призовые места. Таким образом, знакомя детей с разными видами творческой деятельности, развиваются творческие способности детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Мой внутренний мир творческих идей сегодня не имеет границ. Надеюсь, что мои перспективные идеи найдут свое применение на практике.
|