Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественный труд
Занятия с детьми
Автор: Сездина Елена Борисовна   
28.12.2015 01:49

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественный трудРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественный труд

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи.
К.Г. Паустовский

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученость (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

 

Скачать конспект

И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческой деятельности. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства я отдала предпочтение художественному ручному труду с детьми дошкольного возраста, так как оно обладает большим развивающим потенциалом.

Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир. Ведь человек, знающий радость творческого труда, всегда найдет способ выразить себя и достичь внутренней гармонии со своей природой. В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. В своей работе столкнулась с такой проблемой, что у большинства детей моей группы были недостаточно развиты художественно – творческие способности, разработала перспективный план по художественному ручному труду «Город мастеров».

Такая работа стала толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы действий, учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе образовательной деятельности художественного ручного труда заметила, что дети проявляют большую активность и работоспособность к нетрадиционным видам художественного ручного труда, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала.

Уже со второй младшей группе детям нравилось работать с природным материалом. Природный материал — это самый доступный и интересный материал для детского творчества. Общение с природным материалом ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих «зрителей» подлинно художественный вкус. Поделки из природного материала – это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что создано из ее даров. Все что ребенок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Выполняя с детьми одно и тоже задание детские работы получались совершенно разные. Когда работа находилась на начальной стадии, я играла с ребятами в ассоциации. Например, «На что похоже», «Угадай – ка?». Все это способствует раннему развитию творческих способностей детей. Постепенно работу усложнила, предлагая детям соленое тесто. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Благодаря процессу работы с соленым тестом, развивала мелкую моторику пальчиков, массируя активные точки ладошек, что способствует улучшению работы всех органов, самочувствию ребенка. К тому же, соленое тесто несет, массу эффективных мотиваций, которые выступают как стимул к творчеству.

К рождественскому празднику совместно с детьми изготовили из соленого теста елочки и, проявив свое творчество, раскрасили их; к пробуждению весны порадовали мам пушистыми вербочками; бублики и баранки сделали для куклы Кати; ягодки и грибочки – для белочки.

Осознавая, что сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, осуществляла образовательный процесс в интеграции с образовательной областью «Познание», при этом дети смогли учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни.

В средней группе я продолжала заинтересовывать детей изготовлением объемных фигурок из соленого теста и из бумаги, поощряла стремление к более точному изображению; учила украшать свою работу. Особенности возраста обуславливаются необходимость подкрепления художественно – творческой деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делали атрибуты к сюжетно – ролевым играм: «Кафе», «Магазин», «Дом». Из теста они изготовили батоны, калачи, печенье, сушки, торты, сами их раскрашивали и украшали.

Работа с пластилином способствовала развитию фантазии, творческой индивидуальности детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.

Так постепенно у детей происходил переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняли их.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно – творческая деятельность, новое современное направление свит – дизайн стало одним из увлекательнейших направлений в работе с детьми.

Сегодня для детей свит — дизайн — это новый сладкий материал, с которым они с удовольствием мастерят разные поделки, составляют композиции из кондитерских изделий, в частности из конфет. Самые простейшие поделки из конфет, новогодние елочки сделали со своими детьми к Новому году, тортики подарили своим мамочкам к празднику — Дню Матери, к 8 марту изготовили куколок. Детям очень понравилось заниматься новым интересным делом. Подарки, сделанные своими руками, – вот наилучшее проявление заботы и внимания, в котором нуждается каждый человек.

В подготовительной группе перешла к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы использовала натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно знакомились с новыми техниками работы по ручному труду: изготовление поделок из компьютерных дисков, ватных дисков, одноразовой посуды, флористикой, игрушек из помпонов, а так же свит – дизайн. Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах.

Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя не редко свои оригинальные приемы решения творческие задания. Для родителей провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать детское творчество?», «Чудеса своими руками», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Игры – забавы для малышей». Работы своих детей родители могли видеть на выставках. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности, что давало им толчок к новым поискам, открывало просто для творческой деятельности. Мои воспитанники ежегодно участвуют в разных конкурсах, где занимают призовые места.

Таким образом, знакомя детей с разными видами творческой деятельности, развиваются творческие способности детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Мой внутренний мир творческих идей сегодня не имеет границ. Надеюсь, что мои перспективные идеи найдут свое применение на практике.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год