КАК ПРЕВРАТИТЬ ЗАУЧИВАНИЕ В ИГРУ. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Игумнова Надежда Владимировна | |||
09.11.2015 23:58 | |||
КАК ПРЕВРАТИТЬ ЗАУЧИВАНИЕ В ИГРУ. Игумнова Н.В. Воспитатель МБДОУ №161 города Иркутска “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский Часто у детей возникают проблемы при заучивании стихов, пересказе текстов, составлении рассказов, по ряду причин: дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его. Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Или аналогичная ей «Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь». Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный Но сегодня мы еще говорим о дошкольниках. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Сегодня, я расскажу вам о том, как помочь ребенку заучивать стихотворения так, чтобы это не стало неинтересным и монотонным. С этой целью очень эффективным становится использование метода моделирования, приема мнемотехники, поскольку этот метод напрямую учитывает особенности развития памяти и мышления ребенка. При заучивании с ребенком обязательно надо учитывать то, что память у него невербальная, т.е. ему проще запомнить увиденное, а мышление наглядно-образное, т.е. установить связь тоже проще по последовательным картинкам. Смысл заучивания с использованием мнемотехники заключается в заполнении символами, или картинками, таблицы, в соответствии с событиями текста. Работа над составлением графической таблицы, проводится следующим образом: рисуется таблица,
|