Из опыта работы «Как сделать прогулку интересной?» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Пиляева Татьяна Степановна | |||
03.02.2017 20:36 | |||
Из опыта работы «Как сделать прогулку интересной?» Автор: Пиляева Татьяна Степановна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 60» Асбестовского городского округа «Как сделать прогулку интересной для детей?» — данная проблема волнует многих педагогов. Хочется рассказать Вам об одном моем удивительном открытии, которое дало мне возможность разнообразить прогулки, сделать их интересными и познавательными для детей. Наблюдая за детьми, я видела, что они постоянно собирают камушки, палочки, листочки, выкладывают узоры, украшают тортики… А ведь по сути они занимаются искусством, вдохновившим меня, под названием «Лэнд – арт». Что же такое Лэнд – арт?
Это течение ландшафтного искусства, которое возникло в 1960 – 1970 годах в США, в переводе с английского, означает «искусство земли». Лэнд-арт — это создание картин, скульптур прямо на природе, с использованием только природного материала, учитывая ландшафт местности. Лэнд-арт доступен каждому, даже самому маленькому ребенку, ведь все, что ему нужно для творчества, находится вокруг него. Детей привлекает и то, что природный материал ничем не зафиксирован, узор можно быстро изменять, дополнять, совмещать несколько идей в одну картинку. А главное — это очень веселая игра. Играя, ребенок познает окружающий мир, у него развивается творческое воображение, мышление, речь, мелкая моторика пальцев рук, формируется экологическое самосознание. С чего же начать? Педагогам нужно сделать всего четыре шага и вдохновить детей на создание шедевра в стиле Лэнд-арт. Маршрут для педагога: Шаг первый: Выбрать площадку для творчества ребёнка или группы детей. Что это может быть? (дорожка, песочница, дерево, полянка, камни) Шаг второй: Увидели интересный природный материал, собрали. Какой? (камушки, листья деревьев, ветки, цветы, травинки, а зимой – веточки, льдинки, комочки снега, семена и ягоды растений) Шаг третий: Внимательно взглянули на имеющийся природный материал, и представили, какая картина у вас получится (Рождение идеи). Шаг четвёртый: Самостоятельное творчество ребенка или процесс совместного созидания. Главное, направлять, но, не ограничивать творческую свободу детей (Реализация замысла). И еще один вопрос: как сохранить детские шедевры, ведь созданные рисунки, композиции в детский сад не унести? Конечно, педагогу необходимо сфотографировать работы воспитанников. И это единственный недостаток, так как приходится постоянно брать с собой на прогулку фотоаппарат или телефон. Конечно, можно задать вопрос: а как использовать эти фотографии? Вариантов множество: напечатанные фотографии можно использовать для создания фотоальбомов, составления описательных и связных рассказов, загадок, сочинения сказок, как пособие для дидактическое игр, для оформления фотовыставок, фотогазет и фотостендов для родителей; фотографии в электронном варианте можно использовать для создания презентаций, которые можно применять в совместной деятельности с детьми, для индивидуальной работы, в игровой и творческой деятельности, видоизменяя порядок слайдов по желанию детей; в качестве демонстрационного материала на занятиях, в ходе праздников и развлечений. Искусство Лэнд-арта – это радость для ребят. Все дети любят играть и рисовать, предложите им «порисовать листочками, камушками». Конечно, сначала удивите их, покажите, как из кучи осенних листьев или камней появляется солнышко, бабочка, зайчик, лодочка и т. д. Дети быстро увлекаются творческой деятельностью, с каждой минутой идей становится все больше и больше. И вот они уже вдохновенно рассказывают о своих шедеврах, придумывают истории, сказки. Предложите детям поиграть в игры: «Природная кладовая», «Живые предметы», «Найди твёрдый предмет (сыпучий, мягкий)», «Под каким деревом собрали?», «На что похожи?» и т.д. Здесь уже открывается свобода для творчества педагога. Дети на прогулке пребывают в постоянном творческом поиске, реализации собственных замыслов. Педагогу необходимо поддерживать воспитанников в их начинаниях, вдохновлять на создание оригинальных картин, скульптур, при этом сохраняя и сберегая окружающую природу. Ведь не нужно обрывать листья, ломать ветки с деревьев, все это можно найти и собрать на земле, превратив в «птичку, грибок, башню». «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь!» В процессе нашей совместной творческой деятельности были созданы замечательные рисунки из природного материала под общим названием «Времена года»: «Летние фантазии», «Волшебные листочки», «Осенний калейдоскоп», «Зимние мотивы», «Весенние чудеса». А еще я сделала для себя вывод, что «Лэнд – арт» дает возможность проводить полноценную прогулку, включающую все ее части: наблюдение, опыты, основные виды двигательной деятельности, труд, игры различной направленности, индивидуальная работа с детьми, творческая деятельность воспитанников. Пример, вы понаблюдали за осенними листьями на деревьях, провели опыт, поиграли с ними: «С какого дерева листок?», «Подбрось и поймай», «Походим-пошуршим» и другие, собрали листья, что лежали на земле, предложили «порисовать» листочками, а затем еще и рассказать о том, что и как делали или сочинить историю. Применение Лэнд-арта на прогулках в разное время года позволяет сделать прогулки более интересными, эмоционально насыщенными и познавательными для детей. Мне кажется, «Лэнд – арт» – это лучший ответ на вопрос «Чем занять ребёнка на прогулке?»
|