«Использование личностно-ориентированной технологии в работе с детьми» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Челядина Светлана Владимировна | |||
29.07.2015 15:19 | |||
«Использование личностно-ориентированной технологии в работе с детьми» Краевое государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом с.Черниговка» Воспитатель 1 группы Челядина Светлана Владимировна. Черниговка 2015 г Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым средствам и методам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы. Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание. Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку надо понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий. В современной образовательной практике ДОУ встречаются разнообразные личностно-ориентированные технологии. К таким технологиям относят Педагогику сотрудничества, гуманно-личнострую технологию Ш. А. Амонашвили и др. Мы остановимся на технологии Педагогика сотрудничества, основные принципы которой отражены в персонально-личностном подходе. Личностный подход к ребенку – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Личностный подход, по мнению А. С. Белкина, В. И. Яковлева, предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении. Персонально-личностный подход в воспитании дошкольников, по мнению В. И. Яковлева, предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы. И. С. Зимина, А. С. Белкин, Е. В. Закирова, Е. Е. Новожилова, В. И. Яковлев разработали следующие приемы персонально-личностного подхода: «Эмоциональное поглаживание, эмоциональное обволакивание»; «Гейша»; «Расклад»; «Заражение»; «Отвлечение.; «Все вместе»; «Гордость», «Подарки», «День прошел» Перечисленные приемы персонально-личностного подхода могут дополняться, сочетаться между собой. Использование их на практике позволит эффективно реализовывать задачи воспитания и обучения дошкольников. Приемы: «Расклад», «Заражение», «Подарки», «Эмоциональное поглаживание и обволакивание», «Гейша», «День прошел» Воспитатель обращает внимание детей на кукол-персонажей. В-ль: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Это Вова и Люба. Давайте с ними поздороваемся. Вова и Люба тоже хотят с вами подружиться, поэтому они решили рассказать нам случаи из своей жизни. Хотите послушать?» Воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа» и «Рукодельница» и беседует по содержанию. Далее воспитатель предлагает детям перечислить различные добрые качества, которые необходимы мальчикам и девочкам в жизни. В-ль: «Ребята, вот мы сказали, что мальчики должны быть справедливыми, благородными, а девочки – добрыми и терпеливыми. А какими еще качествами должны обладать мальчики и девочки? Давайте мы с вами соберем шкатулку, в которую поместим те черты характера, которые помогают мальчикам и девочкам в жизни». Дети поочередно называют качества, присущие мальчикам или девочкам. За каждое новое качество ребенок получает флажок, который помещается в шкатулку. В-ль: «Смотрите, как много качеств вы назвали! Наши новые друзья Вова и Люба и не подозревали, что есть столько разных качеств, которыми обладают мальчики и девочки. Ребята, а как часто вы пользуетесь этими качествами? Расскажите, пожалуйста, мне и нашим гостям свои истории». Дети по очереди подходят к воспитателю, рассказывают свои истории, делясь со всеми своими ощущениями, которые они испытывали, когда совершали хороший поступок. В-ль: «Какие вы молодцы! Все наши мальчики (перечисляет всех мальчиков по имени) настоящие рыцари (помогают, защищают) и мастера своего дела. А все наши девочки (перечисляет всех девочек по имени) настоящие мастерицы и рукодельницы, маленькие принцессы. Я очень рада, что среди вас не оказалось хулиганов и неумех. Здесь использованы психолого-педагогические приемы «Расклад», «Гейша», воспитатель в конце занятия выражает свою уверенность в том, что среди детей нет хулиганов и неумех, внушает каждому ребенку, что он особенный. Используя приемы «Заражение» и «День прошел», воспитатель побуждает детей вспомнить свои поступки, стимулируя их к осмыслению определенной ситуации, «заражает», передает детям положительные эмоциональные состояния, которые дети испытывают, совершая хорошие поступки. Также применяются приемы «Подарки» и «Эмоциональное поглаживание и обволакивание». Несмотря на то, что подарки детям не дарят, они получают возможность понять, что здесь каждого из них любят, принимают и ценят. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью, что является необходимым условием для обучения и воспитания детей.
|