Опыт работы воспитателя Татьяны Заварзиной. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Заварзина Татьяна Александровна | |||
09.06.2015 16:22 | |||
Опыт работы воспитателя Татьяны Заварзиной. В течение последних трёх лет углубленно работаю по программе «Взаимодействие ДОУ и семьи.» Мною систематизирована работа с родителями, совместные экскурсии, консультации, открытые занятия. Стараюсь, чтобы в семье научили своего ребёнка воспринимать явления живой и неживой природы (растения, животных, минералы, погоду, времена года) в условиях развития и изменения их свойств в разных состояниях. Развитие восприятия осуществляли через освоение понятий:
Главное внимание при организации любой из видов деятельности старалась уделить выделению воспринимаемых явлений из окружающей среды, обнаружение их внешних признаков и скрытых форм, то есть научила целенаправленному наблюдению. Мной разработана целая система. В неё входят следующие понятия: животные, растения, погода, рельеф, минералы.
В совместной работе с семьёй я опираюсь на навыки, полученные при восприятии других явлений, так как класс воспринимаемых явлений очень обширный и разнообразный. Для освоения детьми восприятия природы рекомендую родителям проводить такую деятельность:
В каждой семье должны помнить, что перед началом познавать природу у детей должна быть перспектива радость «установка на красоту». Для того чтобы поддерживать интерес детей к растениям, в каждой семье создан уголок природы. Им я предлагаю задания в виде игры: найди листок, похожий на форму яйца, кисти руки, сердца; найди цветок, похожий на метёлку, корзинку, парашютик, найди растение, похожие на травку, дерево и т.д. В свободное время в семье занимаются чтением книг и рассматриванием картинок о растениях, придумыванием и загадыванием загадок, заучиванием стихов на данную тему. Нашим детям нравится сочинять загадки о растениях. Вот некоторые из них: «Восемь деток- я одна- все похожи на меня. (Хлорофитум)» Опять уходят мама с папой Я им бы кушать подавала Я пол бы мыла на балконе, И ванна океаном стала Туда- сюда, туда- сюда. На свой горшок бы кошку Масю Учила вовремя ходить! И как могла я столько счастья Из-за детства пропустить! В этом году мною было дано задание посадить дома ровно столько кустов помидоров, сколько лет вашему ребёнку. Дома у детей выросли большие помидоры, просто гиганты. Они охотно их растили и наблюдали за их ростом. Можно предложить детям задание типа: понаблюдай и зарисуй и расскажи, как появился первый листок, цветок, бутон, плод. Работа в цветнике и огороде сопряжена с постоянными наблюдениями. При помощи семьи ребята могут хорошо отличать культурные растения от сорных, например таких, как осот, пырей, вьюнок, повилика, могут принять участие в подвязывание помидор. Семья сочинила небольшое стихотворение: В огороде Негодник Стыд тебе и позор! Ежедневная работа с родителями в огороде, цветнике расширяет знания детей. Через семью я стараюсь показать детям, как интересно ведут себя некоторые растения в дождливую и пасмурную погоду. Советую, внимание детей обращать на огородничий сорняк- мокрицу. Если к 9 часам утра не раскрываются её белые цветки- звёздочки, то быть дождю. Приглядеться к клеверу, его тройчатые листочки прижимаются к стеблю, будто прячутся от дождя. Одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шарики. Дети, опираясь на свои знания, сразу дадут правильные ответы на вопросы воспитателя: «Какая сегодня будет погода? Почему вы решили, что сегодня будет дождь? Какие растения вам показали, что наступают ненастные дни?» Воспитатель должен познакомить детей с различными пословицами и поговорками на данную тему, например: «Сильная роса к ясному дню. С утра парит-дождь дарит. Сбежались тучки в одну кучку- будет дождь. Летний туман к ясной погоде. Гром глухой –к тихому дождю, гром гулкий- к ливню.» Чтобы у детей не пропал интерес к огороду, цветнику воспитатели и родители ежедневно наблюдают, что нового в цветнике, на грядках. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить связи, делать выводы и обобщения. В совместной беседе с родителями предлагаю познакомить детей со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозём), подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. Родители выкопали в огороде яму, налили туда воды и ребёнок с удовольствием наблюдал за просачиванием воды через разный состав почвы. Они замачивали глину водой и просили потоптаться босыми ножками. Глина становилась вязкой и из неё ребёнок мог лепить разные поделки. Не малую роль в нашей работе имеют выездные экскурсии в поле, на луг, в лес, в парк, к морю, туризм. Я предложила родителям засушить с детьми за лето по одной бабочке, листику, ягоде, полевому растению. Они охотно справились с заданием. Вместе с детьми они оформили гербарий, коллекцию бабочек и растений, а из листьев и семян поделки. При помощи такой работы они научились различать несколько видов бабочек и растений (капустница, павлиний глаз и т.д.) А кто из нас не любит море! Каждый год родители с детьми отправляются на отдых. Здесь дети знакомятся с рельефом местности, подводным царством, с камнями, песчаной почвой. Всё это даёт не только детям радость, но и углубленные знания, расширяет их кругозор. После таких поездок ребёнок хорошо знает: что медуза упруга потому, что наполнена водой, как упруг шарик, что они бывают плоскими, как тарелка, вытянутыми, как держатель, её величина может быть с копейку, парашютик, с зонтик летнего кофе. Ребята наблюдали, как они втягивали воду в свой зонтик, а затем сокращаясь выталкивали наружу. Наблюдая за акулой в аквариуме, дети знают, что они любят свежую и мороженную рыбу, кальмаров, креветок и мясо. Привезли нам такое четверостишие: Положу её в ладошку Обожжёт она немножко. Когда рыба хищник ходит. Разнообразные впечатления, которые дети получают в процессе ухода за комнатными растениями, растениями в цветниках и огородах, животными, птицами, рыбами мы закрепляем в дидактических играх, чтении художественной литературы, беседах, изобразительной деятельности.
|