Игра, как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Людмила Жирная | |||
04.11.2014 22:39 | |||
Игра- уникальный феномен общечеловеческой культуры . Именно она является уникальной социальной практикой ребёнка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой- элементом системы воспитания, с помощью которой решают многие задачи воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Традиционно подчёркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значения игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Так , в исследованиях Л.А. Венгера,А.В.Запорожца, Р.С.Буре показана роль различных видов игр в социализации ребёнка, его психическом развитии и социально- развитом становлении. А.П. Усов, Т.А. Репина, А.А. Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольника, в развитии "детского общества". Труды Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконина раскрыли роль творческих игр и игр с правилами в умственном развитии ребёнка. Развитие произвольности поведения через игру показано в исследованиях З.В Михайленко. Игра является действенным средством познавательного, социального, физического и психического развития, формирования у ребёнка основ общечеловеческой культуры. Общеизвестно из "народной педагогики", что "недоигравший ребёнок" быстро теряет интерес к учёбе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребёнка любознательности,стремления к получению новых знаний. В играх с правилами, дидактических и подвижных происходит развитие произвольного поведения детей. Ребёнок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение , мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребёнка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда они начинают оценивать свои и чужие поступки. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнять её смыслом. Дошкольный возраст- оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии , что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте. Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно- ролевые( творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно- ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры- забавы, развлечения. Игры с правилами - к ним относятся дидактические игры ( игры с предметами и игрушками,словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные ( сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта) Остановлюсь более подробно на дидактических играх. Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования: они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. стремясь реализовать её, дети выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровые действия,игровые правила. Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей(формирование сенсорных способностей, развитие слухового восприятия и т. д.), на уточнение знаний, умений, навыков и представлений (например,умение выделять признаки предметов). Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи , имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия). Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (подбирают картинки, загадывают загадки). Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия ( загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате). Дидактическая задача,игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу. Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяется программой. Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач( например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие). Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. воспитатель должен своевременно планировать игру, определить её место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков), провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи, темп игры. Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном развитии детей. В раннем детстве ребёнок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущений в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учиться анализировать, сравнивать. обобщать предметы. Основной формой обучения выступают игры- занятия, в основе которых лежат дидактические игры. В науке нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом или видом деятельности. Главное состоит в том,какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает. У детей в возрасте 6- 7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. На смену непроизвольно- произвольному приходит произвольное поведение. Ребёнок начинает осознавать себя членом общества взрослых. В старшем дошкольном возрасте интеллектуальная активность эффективно развивается в играх с правилами.Особенность дидактической игры состоит в том, что старшие дошкольники будут играть в неё, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей. Тогда появится усидчивость, некоторая сдержанность в выполнении игровых действий. В играх дети подготовительной группы стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, даётся оценка работы команд. Коллективный характер творчества, проявляющийся в коллективной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать чужое мнение, просить совета, помощи. Результат совместной работы значительно превышает потенциальные возможности каждого участника. В играх детей подготовительной группы значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает им в виде карт, чертежей, рисунков, схем- наглядных пространственных моделей. В процессе работы с моделями дети усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых моделей. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения.Воспитатель варьирует задания, а дети проявляют всё большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые для них роли.
|