Дидактическая игра "Разноцветный калейдоскоп" Автор: Арчинекова Ольга Петровна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №32 «Росинка», город Выборг Ленинградской области Игра для детей имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игровая деятельность детей с различными нарушениями зрения имеет свои особенности. Дети испытывают серьёзные трудности, например, в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов. Недостатки зрения способствуют формированию нечётких образов, отрицательно влияют на различные мыслительные операции. Поэтому, мы - педагоги, работающие с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, учим их ориентироваться в пространстве, развиваем зрительные функции, внимание, память, двигательную активность, используя для этого дидактические игры, в том числе и авторские.
Скачать конспект
Использование в этих играх заданий на проведение различных линий, зрительное выделение заданного предмета из группы, прослеживание взглядом ряда предметов и их называние, обведение по контуру, развивает не только зрительное восприятие, но и кинестетический контроль, что является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании зрительных навыков. Цель игры: развитие зрительного внимания, предметных представлений, ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями зрения, развитие цветоразличительной, прослеживающей функций глаза; совершенствование навыка точных движений руки под контролем зрения. Содержание игры: игра представлена в виде квадрата (80х80 см - демонстрационный вариант, 30х30 см – уменьшенные копии для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми), разделённого на 49 клеток с разноцветными рисунками различных предметов (одежда, обувь, мебель, транспорт и т.). Клетка с точкой в середине игры является зрительным ориентиром, "началом пути" для движений глаз и руки. Игра задумана как многоцелевая; она может использоваться на занятиях с детьми, посещающими группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения: по развитию зрительного восприятия; по развитию пространственной ориентировки; по развитию зрительно-моторной координации. Варианты игры для развития зрительного восприятия: • "Назови все красные (зелёные. оранжевые и т.п.) предметы"; • "Назови предметы, имеющие овальную(круглую, прямоугольную) формы; • "Найди все предметы, относящиеся к одежде, назови их цвет; • "Какой из фиолетовых предметов относится к мебели?" • « Назови только съедобные (несъедобные) предметы»; Варианты игры для развития ориентировки в пространстве и зрительно-моторной координации • «Проведи указкой линию вправо (влево, вверх, вниз, по диагонали) от точки и назови предметы по порядку»; • «Соедини фломастером (по кальке или плёнке) клетки с фруктами прямыми линиями. Какая геометрическая фигура получилась?» (треугольник? рис.1) рис. 1 • "Соедини клетки с изображением транспорта. Какая фигура получилась?" (многоугольник); • «Рассмотри картинки, начиная сверху (снизу) и назови все голубые (оранжевые, зелёные и т.д.) предметы; • "Назови предмет слева (справа, сверху) от точки, обведи его по контуру (по кальке, плёнке) фломастером; • "Проведи взглядом по диагонали из верхнего левого в нижний правый угол, называя предметы по порядку" (аналогично по другой диагонали; в противоположном направлении) • «Назови овощи в левом верхнем углу. «Проведи взглядом» прямые линии между ними; какая геометрическая фигура получилась? (квадрат, рис. 2). рис. 2 • Аналогично: соединяем мебель – получается ромб, соединяем одежду – получается прямоугольник. С помощью представленной игры можно решать и другие задачи, направленные на развитие речи (коррекция звукопроизношения, развитие грамматических категорий), развитие мыслительных процессов (сравнение, классификация, обобщение) и т.д. Рекомендована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям дошкольных учреждений.
|